Вправе ли таможня привлечь к ответственности российского получателя, который принял товар от иностранного контрагента «не глядя», а потом выяснилось, что в договоре и таможенных документах указан иной товар? Такой случай стал предметом рассмотрения ФАС Уральского округа (постановление от 10.09.2009 № Ф09-6767/09-С1 по делу № А60-13009/2009-С9).
Медицинская компания взялась поставлять больнице импортные сосудистые протезы для кардиохирургии. Партию протезов ввезли и оформили на таможне. Через какое-то время таможня провела проверку и выяснила, что в действительности был ввезен товар, отличающийся по наименованию от задекларированного. Кроме того, на товар, заявленный в ГТД, не распространялось действие представленного при оформлении сертификата соответствия и регистрационного удостоверения.
По факту представления недействительных документов, повлекшему за собой заявление таможенному органу недостоверных сведений о товаре, импортера привлекли к ответственности по ст. 16.7 КоАП РФ. Но суд не поддержал таможню.
Дело в том, что при установлении вины импортера таможня сослалась на то, что он не воспользовался правом осмотреть и измерить подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации. Тогда импортер установил бы, что фактически поставлен иной товар, нежели тот, что указан в ГТД.
Судьи указали, что осмотр и измерение декларируемых товаров в силу ст. 127 ТК РФ — право декларанта, а не обязанность. Так импортер был освобожден от ответственности. Это возможно, только если допущенные нарушения не повлияли на размер таможенных платежей.