Недостоверные сведения о местонахождении общества, содержащиеся в представленных на госрегистрацию учредительных документах, не являются основанием для отказа в госрегистрации юридического лица и не влекут безусловной недействительности такой регистрации (Определение
ВАС РФ от 14.09.2009 № ВАС-12253/09).
Интересный прецедент создан налоговым органом по Курганской области, который попытался признать недействительным решение нижестоящей инспекции о госрегистрации изменений в учредительные документы организации. В качестве обоснования законности требований налоговики использовали выявленные в процессе проверки недостоверные сведения о местонахождении организации. Первые две судебные инстанции поддержали налоговый орган. Организацию наверняка исключили бы из ЕГРЮЛ, если бы она не продолжила отстаивать свои права в более высоких судебных инстанциях.
По мнению налоговиков, внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о месте нахождения организации нарушает права налогового органа, предусмотренные ст. 31, 82 и 83 Налогового кодекса РФ, на осуществление налогового контроля. Кроме того, нарушаются права граждан, организаций, иных лиц на получение достоверной информации, содержащейся в реестре, что создает угрозу их интересам в сфере экономической деятельности. В связи с этим решение о регистрации следует признать недействительным.
ВАС РФ не согласился с такой позицией и поддержал организацию. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) место нахождения общества определяется местом его госрегистрации, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно подп. «а» п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган вместе с иными документами, определенными названным законом, подается подписанное заявителем заявление, в котором помимо всего прочего подтверждается достоверность сведений, содержащихся в представляемых документах. Если на регистрацию поданы все документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в ст. 23 Закона о регистрации, оснований для отказа в регистрации нет. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.
Иными словами, недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в госрегистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
За представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица или индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона о регистрации). Регистрирующий орган также вправе, руководствуясь п. 2 ст. 25 названного закона, обратиться в суд с требованием о ликвидации этого лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о госрегистрации юридических лиц.