Реклама, содержащая негативную оценку товаров других производителей, является ненадлежащей, даже если конкретно никто из производителей-конкурентов не называется, а используется игра слов, созвучная названию конкурента. Об этом напомнил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении
от 01.09.2009 по делу № А31-2135/2009.
Один из производителей тары обратился в антимонопольный орган с требованием провести проверку рекламного ролика своего конкурента, транслируемого в эфире радиостанции, на предмет соответствия его законодательству о рекламе.
Рекламный ролик был незамысловат. В нем присутствовал диалог следующего содержания:
«— Это что такое? Что за хлам?
— Коробки, начальник.
— Это коробки? Ты где их взял?
— В „пак“, в „мак“.
— Какой еще „пак-мак“? Я тебе где сказал заказывать?
— В „Картон Тара Кострома“.
— Правильно,
„Картон Тара Кострома“ — о нас знает вся страна…»
Комиссия антимонопольного органа признала эту рекламу ненадлежащей и привлекла ООО «Картон Тара Кострома» к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.3 КоАП РФ.
В чем же конкретно обвинили предприятие?
В том, что информация из рекламного ролика содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами, производимыми другими участниками рынка, и самого изготовителя рекламируемого товара с его конкурентами.
А в силу п. 1 и 20 ч. 3 с. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, признается недостоверной.
Предприятие обжаловало решение антимонопольного органа в суде. Но и он признал рекламный ролик ненадлежащим.
Дело в том, что в нем, по мнению суда, вся продукция конкурентов поименована как «хлам», а это некорректное сравнение, поскольку использованное слово имеет ярко выраженный негативный смысл и не соответствует действительности.
Кроме того, использованная в рекламе игра слов «пак» — «мак» очень схожа с наименованием организации-конкурента («Пактрейд»). Таким образом, фактически рекламируемые товары сравниваются с продукцией конкретного предприятия.
Суд решил: так делать нельзя.