Обращение в компетентные органы с заявлением, в котором приводятся какие-либо данные, не может служить основанием для привлечения заявителя к ответственности за распространение порочащих сведений, предусмотренной ст. 152 ГК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2009
№ Ф09-6453/09-С5 по делу № А47-8037/2008-10ГК).
Во время пожара сгорело оборудование предпринимателя. Оно было застраховано, но страховая компания заподозрила обман. Чтобы развеять сомнения, она обратилась в прокуратуру с заявлением о совершении предпринимателем преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (попытка незаконного получения страхового возмещения в особо крупном размере).
Страховщик утверждал, что утраченное имущество принадлежит ООО, учредителем и директором которого является предприниматель, здание сдано в аренду ООО. Выгодоприобретателем по договору страхования является сам предприниматель. По этой же причине страховщик обратился еще и в налоговую инспекцию с просьбой разобраться в вопросе принадлежности, учета и движения основных фондов ООО и предпринимателя.
Но в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления.
Предприниматель, полагая, что указанными действиями страховщик причинил ему моральный ущерб и опорочил его деловую репутацию, обратился в арбитражный суд с иском о защите деловой репутации и взыскании морального вреда. Но суд во взыскании морального ущерба отказал в связи с недоказанностью факта распространения страховщиком порочащих предпринимателя сведений.
Право требовать по суду опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, установлено в п. 1 ст. 152 ГК РФ.
Из пункта 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела о защите чести и деловой репутации, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, несоответствие их действительности и их порочащий характер. При отсутствии хотя бы одного из них иск не может быть удовлетворен.
Бремя доказывания достоверности распространяемых сведений лежит на ответчике. А истец должен доказать факт распространения сведений и их порочащий характер.
Но является ли «распространением сведений» подача заявления в правоохранительные органы и иные госструктуры?
В статье 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Согласно в п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.05.2005 № 3 факт обращения гражданина в названные органы с заявлением, содержащим те или иные сведения, сам по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности по ст. 152 ГК РФ. Речь идет о реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.
Содержащиеся в заявлениях страховщика сведения о возможном нарушении адресованы должностным лицам, компетентным принимать решения по данным обращениям. Поэтому суд сделал вывод, что подобное обращение не может считаться распространением порочащих сведений.