На четверг, 8 октября, было назначено прибытие первого вице-премьера Игоря Шувалова на АвтоВАЗ. Задание у него очевидное — что-то предпринять, чтобы не допустить массовых акций протестов увольняемых автомобилестроителей, погасить в зародыше социальный пожар. Судя по всему, вице-премьер даст немного денег. А после будут успокаивать людей рассказами о том, как плохо работало прошлое руководство и как теперь будет преодолевать трудности новый менеджмент.
Об избранной тактике действий правительства, весьма обеспокоенного угрозой социального взрыва в Тольятти, свидетельствует аккуратный «слив» в прессу накануне приезда в город И. Шувалова материалов из презентации бизнес-плана завода, которую подготовили для высокого гостя. Агентство Reuters получило копию презентации и тут же сообщило: концерн «АвтоВАЗ» впервые признал, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффективным почти по всем пунктам.
В СМИ участилась критика прошлого менеджмента. Внушается, что все беды концерна были из-за некачественного руководства производством, сбытом и продажей.
Действительно, команда Бориса Алешина не смогла наладить выпуск конкурентоспособного автомобиля.
Но возникает вопрос: означает ли это, что команда не справилась с поставленными перед ней задачами? То есть стояла ли на самом деле задача организации эффективного производства?
Не стоит забывать, что в начале 2006 г. к управлению АвтоВАЗом пришел не просто дядя Алешин, пришло государство, которое господина Алешина и назначило. Тогда декларировалось, что госкоманда прижмет воров, и будет всем счастье. В переводе на язык элементарной экономики это означало, что государство берется проинвентаризировать и подчинить себе все финансовые потоки.
Нет оснований полагать, что эта задача не была успешно решена. Но эта задача вовсе не предполагала выход на прибыльность. И не вышли. Напротив, в конце 2009 г. общий долг АвтоВАЗа, как говорится в презентации к приезду И. Шувалова, составит 83,96 млрд руб., в том числе 25 млрд — долг «Ростехнологиям» по беспроцентной ссуде.
Переподчинение финансовых потоков происходило на фоне постоянных деклараций о создании конкурентоспособного автомобиля. Но на это никак не хватало денег. Хватало только на административные сверхрасходы, включая зарплаты управленцам, о чем свидетельствуют официальные отчеты концерна.
Между тем всячески тормозилось развитие сотрудничества с General Motors. В начале 2008 г., казалось бы, наладили стратегическое партнерство с Renault, купившим 25% акций российского автогиганта. Но уже к концу года, по информации «ЭЖ», службы безопасности концерна в своем докладе всерьез рассматривали версию о том, что на самом деле французы купили акции только для того, чтобы помешать развитию конкурента в лице АвтоВАЗа, а к весне этого года они просто перестали появляться на предприятии.
Теперь выяснилось, что нет не только новых моделей, нет никаких хотя бы относительно свежих идей. И все идеи надо покупать за границей. А значит, государство должно снова и снова давать заводу деньги на такие покупки.
Выделенных весной правительством АвтоВАЗу 25 млрд руб. для выхода из кризиса не хватило. Если в начале года автоконцерн намеревался выпустить по его итогам около 600 000 авто, то перед августовской остановкой конвейера производственный план «сдулся» до 354 000 автомобилей.
Теперь, чтобы выжить, нашему флагману автомобилестроения необходимо как минимум еще 70 млрд руб. на покрытие текущего долга размером 54 млрд руб., 9,5 млрд — на начало инвестиционной программы и еще 2,8 млрд руб. — на компенсацию планируемых убытков в следующем году. Это не считая 12 млрд руб., запрошенных отдельно АвтоВАЗом на выплаты компенсаций увольняемым работникам. Этих денег ждут именно от И. Шувалова.
Суммы немалые. Но глава правительства Владимир Путин четко высказался, что государство не бросит завод на произвол судьбы. Похоже, что 70 млрд руб. концерн получит. Вопрос — каким путем.
Рассчитывать на беспроцентную ссуду, как это было с 25 млрд руб., АвтоВАЗу не приходится. Еще когда выделялась эта сумма, министр финансов Алексей Кудрин считал, что господдержка должна идти в обмен на акции предприятия. Теперь на этой позиции твердо стоят и Минфин, и Минэкономразвития. Способы вхождения государства в капитал автоконцерна могут отличаться деталями. В частности, возможна капитализация его долгов перед госбанками с последующим их вхождением в ряды собственников АвтоВАЗа. В любом случае это ставит вопрос о размывании долей нынешних его акционеров — госкорпорации «Ростехнологии», инвесткомпании «Тройка Диалог» и французского автопроизводителя Renault, имеющих блокирующие 25-процентные пакеты акций. Либо же и им нужно изрядно потратиться на докапитализацию ВАЗа, дабы сохранить в нем свои доли.
«Слабым звеном» в этой троице эксперты называли Renault. Он и так в начале прошлого года выложил 1 млрд долл. за свой пакет, обесценившийся с начала кризиса в разы. Не с руки ему снова тратиться: сам в долгах, к тому же получил несколько миллиардов евро от собственного правительства, что может вызвать неприятные вопросы со стороны французских денежных властей — не на поддержку же российского автопрома давали денег.
Тем не менее после заявления В. Путина, что и Renault должен участвовать в финансировании АвтоВАЗа, если не хочет, чтобы его пакет акций не был размыт, глава российского представительства концерна Кристиан Эстев сказал на встрече с нашим премьером, что на Renault можно полагаться и у него есть потенциал для развития российского предприятия.
Эксперты сомневаются, что капитализировать АвтоВАЗ французы станут деньгами. Предпочтительнее оплата допэмиссии лицензией на производство относительно недорогой, но качественной модели Logan и сборочным оборудованием. Тем более что АвтоВАЗ сократил свою инвестпрограмму вдвое за счет отказа от разработки и постановки на конвейер собственных новых моделей автомобилей.
Получается, что сделан упор на отверточную сборку иномарок. Остается гадать: это временный выход из ситуации или дальнейшая судьба отечественного автогиганта. После заседания правительственной комиссии 6 октября, на которой рассматривалось развитие российского автопрома и судьба того же АвтоВАЗа, вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что соответствующая программа до 2020 г. будет представлена в правительство в декабре, но в перспективе и АвтоВАЗ, и ГАЗ могут стать лидерами отрасли. Для этого потребуются зарубежная поддержка и новые денежные вливания.
Все это порождает сомнения в том, что тольяттинское производство выздоровеет. Ведь в принципе известны две тактики господдержки автопрома. Одна — советская и российская, когда помощь идет непосредственно производству, в том числе через налаживание контроля и организацию правильного управления. Другая была продемонстрирована во время кризиса той же Германией: там правительство оказывало помощь не промышленности, а конкретным людям. В основном по двум каналам. Первый: предприятиям государство финансировало социальные выплаты из фонда оплаты труда, строго контролируя, влияет ли это на снижение себестоимости продукции, без чего любая помощь превращается в вульгарный протекционизм и просто замораживает неэффективное производство. Второй: субсидии покупателям новых машин при условии, что они покупают машины, соответствующие самым строгим экологическим требованиям.
Немецкая модель (она же французская и отчасти американская) сработала. Российская не работает уже почти 20 лет, но пока нет признаков, что от нее готовы отказаться.
Между тем экспресс-опрос «ЭЖ» нескольких десятков потенциальных покупателей автомобилей показал, что они в кризис как раз готовы были бы приобрести «жигули», если бы цены на них хотя бы вдвое снизились , то есть стали бы чуть более адекватны качеству. О том же говорят и многие эксперты: да снизьте же вы просто цены наконец! Но до сих пор государство, напротив, всячески помогало заводу цены повышать. Для этого, кстати, даже границы для конкурентов пошлинами и прямыми запретами практически каждый год прикрываются все плотнее.
История с АвтоВАЗом по сути отражает всю экономическую историю РФ. Тем любопытнее будет следить за ней впредь.