Заторы обещаны к новому году

| статьи | печать

Подъем спроса в IV квартале не заставит себя ждать. ФТС России уже в сентябре отметила повышение импорта на 14,6% по сравнению с августом. Но чего ждать производителям, поставщикам, дистрибьюторам и ретейлерам от логистики после 12 кризисных месяцев?

Автотранспорт

Большинство российских и зарубежных перевозчиков из-за уменьшения заказов и падения ставок вернули машины, купленные в лизинг (кредит). Из-за снижения ставок (более чем на 35%) нечем платить и не на что ремонтировать. За 2009 г. в Латвии обанкротилось около 26% транспортных предприятий, в Эстонии — 12%, в Литве — почти 24%, по РФ данных нет.

По нашим подсчетам к началу III квартала количество грузовиков, работающих на внутреннем рынке РФ, снизилось на 18—20%. Ставки перевозчиков (без учета демпинга) стабилизировались.

Обычное для конца года увеличение импорта и рост поставок товаров в российские регионы вызовут дефицит транспорта.

Одновременно увеличивается дефицит обратных загрузок. С конца сентября в регионах из-за остановки производств почти в 1,5—2 раза упали грузопотоки в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. Это уже привело к значительному скоплению транспорта на периферии, что вызывает его дефицит в Московском регионе.

Положение усложняется проблемами с таможней. Увеличивается время простоев на границах и на постах оформления. В сентябре очереди на границах достигали 300—350 грузовиков при пропуске в смену 20—35 машин. На границах и таможенных постах транспорт будет простаивать около 30—40% рабочего времени, что еще больше увеличит его дефицит. Это приведет к росту цен на автоперевозки, снижению качества перевозок и сбоям в доставке.

Морской транспорт

Еще в начале 2009 г. для сохранения баланса спроса и предложения все морские линии поставили часть своих судов на якоря. На сегодняшний день в мире законсервировано около 25% судов. Это позволило линиям в II квартале создать баланс и поднять упавшие в конце 2008 г. ставки на 200—300 долл. С сентября наблюдается дефицит мест на судах и заказы размещаются за 2—2,5 недели до отправки контейнеров. С октября ожидается еще одно повышение фрахтовых ставок и ставок на экспедирование и погрузо-разгрузочные работы в портах. Возврат судна с консервации на линию — затратное занятие, и морские перевозчики без уверенности в гарантированном спросе не станут выводить суда на линию.

Железнодорожный транспорт

В июле «РЖД» вторично за год подняли тарифы на 7% и все железнодорожные станции увеличили ставки на свои услуги по разным регионам от 5 до 10%. Поэтому суммарная стоимость железнодорожной доставки возросла значительно больше тарифа. Одновременно в ремонт и отстойники было отправлено около 30% парка вагонов и платформ. Перевалочные мощности железнодорожных узлов и станций в 2009 г. не ремонтировались и не обновлялись. Их пропускная способность не справится с возрастающим под конец года потоком грузов. Мы ожидаем, что произойдет скопление платформ и вагонов в одних местах и дефицит в других, а также переполнение транспортных узлов контейнерами. В этом бедствии свою роль сыграют таможня и отсутствие грузов для возврата контейнеров.

Таможня

Сокращение постов и складов временного хранения (СВХ) в основных центрах таможенной очистки России (Москва и Санкт-Петербург) создало дефицит мест таможенного оформления даже для сегодняшних потоков. До конца года ожидается сокращение еще четырех постов на Зеленоградской таможне и ее ликвидация в марте 2010 г. В Санкт-Петербурге две таможни будут объединены и сокращены до четырех постов.

Дефицит постов и СВХ привел к избирательному подходу в выборе оформляемых товаров и участников ВЭД и спровоцировал ежемесячное повышение ставок и цен. С января до сентября 2009 г. стоимость услуг СВХ в зависимости от регионов поднялась от 150 до 800 долл., а участники ВЭД один раз в три-четыре месяца вынуждены кочевать по таможням. У таможенных и околотаможенных коммерческих структур увеличилась коммерческая составляющая.

О корректировках таможенной стоимости (КТС) и их волюнтаристском применении сказано немало. Остается добавить, что «профиль риска» к концу года расширится, а стоимость товаров, принимаемых таможней к оформлению, увеличится еще на 15—30%. Массовые контрольно-проверочные мероприятия на границах и в местах доставки в сочетании с традиционными выходами на дороги «свободных» охотников из силовых и криминальных структур могут парализовать поставки. Таможенную службу проверяют уже семь государственных структур, она попала в тиски между государством и бизнесом и, безусловно, примет сторону государства. Особое отношение будет к импортным поставкам по офшорным контрактам.

Добавим плачевное состояние транспортной инфраструктуры, и картина станет совсем мрачной. Возможно, около 30—35% декабрьских грузов так и не успеют выйти в свободное обращение и появятся на рынке лишь в 2010 г.

Цены на услуги СВХ и «интерес» таможни к концу года могут увеличиться в 2—3 раза. Если затраты брокеров на эти позиции в I квартале составляли 250—350 долл., то в сентябре уже около 650—800.

В IV квартале участники ВЭД и брокеры будут метаться между таможнями в поисках прописки на оставшихся постах и в согласовании лихорадочно взлетающих цен. Вероятнее всего, по этим причинам около 20—25% импорта не ввезут в Россию и он останется в приграничных странах в ожидании лучшего.

Проблему пропускной способности и обеления таможенных процедур и платежей могло бы решить электронное декларирование. Но техническая отсталость, низкая профподготовка, недостаток финансирования и сдерживание ФТС этих процессов не позволят в полной мере применить эти технологии в ближайшие два года.

Участники ВЭД

Имеющиеся запасы товаров из-за сокращения поставок к концу года уменьшились, а на носу новогодние праздники. В условиях падения покупательной способности участники ВЭД будут использовать любые способы сокращения издержек и снижения цены. Желая сэкономить, они будут возвращаться к «серым» таможенным услугам. Поэтому «серый» бизнес, если государство не ослабит давления, начнет уходить в дальние регионы, где проживет еще около года.

Раньше по одному-двум транспортным средствам, попавшим под проверку, таможенные риски оценивались в 5000—10 000 долл. Теперь стоимость таких «залетов» возросла в 10 раз и превысила лобовые платежи.

Силовики научились раскручивать «серые» схемы. Они не ограничиваются мздой за поимку «серого» груза, их интерес распространяется на все поставки участника ВЭД за весь прошедший год. Изучив последующие схемы легализации «серых» товаров и сопутствующие нарушения налогового законодательства, ведомства успешно консолидировали и объединили возможности. Поэтому риски у владельца бизнеса могут не только возникнуть по деятельности его компании, но и перейти на другой его бизнес, даже на не связанный с проверяемым.

Как правило, такие проверки вызывают сбои в поставках продукции дистрибьюторам и покупателям. Нарушается ритмичность работы у самой компании, сбоят внутренний учет и отчетность и т.д. Сотрудники теряют уверенность в собственной защищенности и жизнеспособности компании. Дистрибьюторы или покупатели продукции, как и партнеры, опасаются встречных проверок и соответствующих последствий у себя.

К экономическим рискам добавятся имиджевые. Информация, что участник ВЭД замешан в махинациях с таможней и он под колпаком, негативно повлияет на его связи с чиновниками и политическими фигурами, подорвет авторитет в деловых кругах, негативно отразится на конечных покупателях и потребителях его продукции.

Мы предполагаем, что все больше участников ВЭД будут пользоваться услугами лицензированных таможенных брокеров, так как в этом случае все таможенные и уголовные риски, связанные с таможней, они перекладывают на их плечи.

Грядущие трудности потеснят с рынка слабых, сплотят разрозненные компании и заставят их объединить усилия. Чтобы выжить, многие собственники узкоспециализированных логистических компаний пойдут на слияния и поглощения. Объединение логистических продуктов (транспорт, таможня, склады) и концентрация интеллектуальных ресурсов в одних руках выведут на рынок более совершенные технологии сокращения расходов и повысят качество услуг. В 2010 г. мы получим более мощных игроков, способных решать серьезные логистические задачи и связанные с ними правовые вопросы.

Из анализа различных информисточников можно сделать вывод, что за 9 месяцев 2009 г. падение в международных перевозках в зависимости от групп товаров и видов транспорта составило от 30 до 70%, по внутрироссийским — около 40—50%. Снижение объемов таможенного оформления в зависимости от групп товаров и мест оформления — около 45—65%. Падение спроса на складские услуги в зависимости от регионов и типов складов составило от 50 до 70%

Таблица

Динамика внешнеторгового оборота России в 2008 г. (по методологии платежного баланса)

Внешнеторговый
оборот

В том числе

экспорт

импорт

млн долл. США

в % к

млн долл. США

в % к

млн долл. США

в % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

Январь

50150

151,2

79,1

34506

160,4

89,4

15644

134,1

63,1

Февраль

56849

150,5

113,4

35693

151,1

103,4

21156

149,6

135,2

Март

63319

145,5

111,4

39932

150,3

111,9

23387

137,8

110,5

I квартал

170317

148,8

95,1

110131

153,6

100,6

60186

140,7

86,5

Апрель

65581

149,4

103,6

40258

148,1

100,8

25323

151,5

108,3

Май

66982

142,0

102,1

42568

143,4

105,7

24414

139,8

96,4

Июнь

69303

152,5

103,5

43863

163,4

103,0

25440

136,9

104,2

II квартал

201865

147,9

118,5

126688

151,3

115,0

75177

142,5

124,9

1-е полугодие

372182

148,3

236819

152,4

135363

141,7

Июль

76351

154,7

110,2

47324

158,1

107,9

29027

149,3

114,1

Август

73044

142,7

95,7

45679

147,0

96,5

27365

136,1

94,3

Сентябрь

71368

151,0

97,7

43832

153,9

96,0

27536

146,6

100,6

III квартал

220761

149,3

109,4

136834

152,9

108,0

83927

143,8

111,6

Январь —сентябрь

592943

148,7

373653

152,6

219290

142,5

Октябрь

66301

116,3

92,9

39183

112,7

89,4

27118

121,9

98,5

Ноябрь

52083

88,7

78,6

30423

84,2

77,6

21660

96,0

79,9

Декабрь

52407

82,7

100,6

28504

73,9

93,7

23903

96,4

110,4

IV квартал

170791

95,4

77,4

98110

89,6

71,7

72681

104,4

86,6

Год

763734

132,2

471763

133,1

291971

130,6

Источник: Росстат

* Группа компаний «САННА» — это международный мультимодальный логистический оператор полного цикла, действующий на российском рынке с 1991 г. ГК «САННА» оказывает транспортные, таможенные, юридические и складские услуги как в комплексе, так и отдельно. Входит в первую десятку крупнейших транспортных компаний, организующих грузовые перевозки по России и международные грузовые перевозки.