Концептуальное понимание стратегического управления позволяет разработать не только приоритеты развития отдельной компании, но и модели стратегического планирования и управления территориями города и его административных округов («ЭЖ», 2009, № 37). В качестве конечной цели рассматривается формирование системы мониторинга реализации стратегии, достижения поставленных целей и оценки эффективности управления.
Два года назад в Центральном административном округе (ЦАО) Москвы в качестве пилотного проекта была разработана концепция развития округа. Были сформулированы основные приоритеты и принципы обеспечения гармонии и сбалансированности этой концепции (схема 1). Каждый приоритет — комплексная межотраслевая управленческая задача, которая формировалась в результате анализа городских программ и «болевых точек» территории. Учитывались интересы и пожелания постоянных жителей округа и приезжающих сюда работать, отдыхать, развлекаться.
Социально-экономический опрос показал, что граждан прежде всего волнуют организация транспортного движения и сохранение экологии. Проблемы, недавно занимавшие в социологических опросах первые места (потребительский рынок, благоустройство и комплекс ЖКХ), ушли на второй план. И это понятно, ведь ЦАО — крупнейший транспортно-логистический узел, где расположено семь из девяти железнодорожных вокзалов, речные порты, основные пересадочные узлы метрополитена.
Методология (схема 2) развертывания стратегического приоритета предполагает четыре стадии. Рассмотрим ее применение на примере организации транспортной системы.
Анализ тенденций
Был сделан тщательный анализ сильных и слабых сторон, а также внешних новых возможностей и угроз, которые могли повлиять на ход реализации планов по приоритету «Новая транспортная стратегия».
В числе сильных сторон рассматривались особый статус Москвы как крупнейшего транспортно-логистического узла Евразии и развитая сеть общественного транспорта в центре города.
Слабые стороны центра — историческая радиально-кольцевая планировка столицы, что препятствует оптимальной организации движения транспорта. Пространство используется недостаточно эффективно, а пользоваться городским транспортом неудобно и непрестижно.
Между тем оптимальные транспортные коммуникации центра могут стать конкурентным преимуществом Москвы и России в целом. Развитие общественного транспорта позволит гражданам перемещаться более эффективно, опережающие темпы освоения подземного пространства создадут благоприятные условия для движения транспорта. Это новые возможности. Среди угроз были отмечены следующие. Выполнение городом и его центром столичных функций обеспечивает дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру. Недостатки транспортной системы подрывают имидж Москвы. Но ее модернизация ограничена требованиями сохранения культурно-исторического облика столицы. Строительство дорожной инфраструктуры сдерживается федеральными решениями о ликвидации целевых дорожных фондов и т.д.
Цели и задачи
Вторая стадия методологии развертывания стратегического приоритета требует предварительного пояснения стратегического замысла и определения и обоснования главных целей.
Стратегический замысел понятен — создание комфортной транспортной системы с высокой пропускной способностью и соблюдением экологических стандартов.
Цели две:
-
развитие и повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры ЦАО, качества услуг транспортного комплекса для владельцев личного автотранспорта и пассажиров городского общественного транспорта;
-
снижение негативного влияния транспортной системы на окружающую среду города и качество жизни граждан.
Тщательный анализ позволил сформулировать задачи:
-
совершенствование схем организации дорожного движения в центре Москвы и модернизация дорожно-уличной сети, включая задействование новых и резервных направлений развития транспортной инфраструктуры;
-
совершенствование критериев и повышение эффективности регулирующих и стимулирующих мер по ограничению доступа автотранспорта в центр города;
-
повышение эффективности,
комфортности и привлекательности системы и услуг общественного транспорта, включая реализацию мер по обеспечению приоритета дорожного движения общественного транспорта (и экстренных служб); -
упорядочение использования существующих парковочных пространств и расширение площадей парковки и хранения автотранспорта;
-
развитие существующих и создание системы дополнительных мер, направленных на снижение потенциальной нагрузки на транспортную инфраструктуру центра города.
План действий
На третьей стадии определялись главные стратегические инициативы в виде целевых программ. Это привлечение инвестиций, безопасность на дорогах, снижение экологической нагрузки, градостроительное развитие, повышение туристической привлекательности и развитие общественного транспорта.
Все инициативы выстраивались в логической последовательности, согласовывались на городском уровне и взаимоувязывались по срокам и ресурсам.
Например, по инициативе ЦАО вопрос развития транспорта рассматривался на заседании Координационного совета по реконструкции центральной части Москвы. В результате запланировано 32 подземных перехода в центре вместо первоначальных двух.
Кроме того, в соответствии с планом реализации концепции развития округа принято постановление правительства Москвы от 23.09.2008 № 862-пп «О концепции комплексной программы развития транспортной системы города Москвы», где Единая транспортная стратегия города Москвы рассматривается как составная часть Стратегии социально-экономического развития города Москвы до 2025 г.
В текущем году принята новая концепция гаражного строительства и стоянок на три года, а также программа развития ТРЗ «Золотое кольцо Москвы» и программа озеленения и комплексного использования территорий.
Индикаторы и показатели
Чтобы оценить степень достижения стратегических целей, решения задач и реализации инициатив, важно иметь систему ключевых индикаторов. Здесь важна не только их разработка, но и последующее ранжирование, увязка и балансировка.
За основу приняты подходы Роберта Каплана и Дэйвида Нортона «Сбалансированная система показателей (BSC)» и «Организация, сфокусированная на стратегию», а также концепция гармонизации в пространстве и во времени («ЭЖ», 2009, № 37).
Работа продолжается. Появилась система индикаторов деятельности отраслевых подразделений и территорий – районов.
Система индикаторов позволяет оценивать деятельность органов власти как с событийной (временной) точки зрения, так и с пространственной (привязанной к территории).
Каждый стратегический приоритет округа должен быть «сонастроен» с городским приоритетом.
Главный стратегический документ
Концепция развития округа должна стать главным стратегическим документом каждой префектуры, объединяющим общие задачи, новые возможности и совместные действия.
Когда разрабатывалась концепция развития центрального округа, еще не была принята стратегия города. Но это не означает, что концепция не будет работать. Она уже работает и помогла городским властям увидеть наши приоритеты и учесть их при формировании стратегии городского уровня.
Чрезвычайно важно, чтобы стратегические приоритеты развития административных округов и районов были «сонастроены» с приоритетами, закладываемыми в Стратегию развития города Москвы до 2025 г.