Я занимаюсь предпринимательской деятельностью в качестве предпринимателя без образования юридического лица с 1997 г. В 2004 г. прошла перерегистрацию. На печати написано «ПБОЮЛ». Банк принимает, налоговая инспекция принимает, а Фонд социального страхования РФ сегодня отказался принять расчет по оплате больничного работнику. Нужно ли менять на печати надпись «ПБОЮЛ» на надпись «ИП»? Как быть с записями в трудовых книжках, под которыми стоит печать с надписью «ПБОЮЛ»?
Т. Носова
Начнем с того, что правовые нормативные акты высшего уровня — законы не содержат и не содержали требований к гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иметь свои печати. В то же время для юридических лиц требования о наличии у них печати содержатся в специальных законах, регулирующих вопросы их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Так, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) установлено, что общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать может содержать также фирменное наименование ООО на любом языке.
Может ли кто-либо предъявлять предпринимателю претензии к сведениям, отраженным на его печати, если закон не обязывает ее иметь?
Судебная практика
Обратимся к Определению ВС РФ от 20.02.98 № 58-Г98-2, вынесенному по конкретному делу. При его рассмотрении затрагивался вопрос о необходимости для предпринимателя иметь печать, а также о том, какие сведения отражать в печати.
Предприниматель и краевая ассоциация юристов обратились в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы субъекта РФ. В документе содержался запрет приема заказов на изготовление печатей и штампов предприятиями-посредниками, не имеющими соответствующих лицензий. Кроме того, постановлением введены не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные требования к содержанию отраженных на печатях сведений: предписывалось указывать регистрационный номер предприятия или предпринимателя. Согласившись с решением нижестоящей инстанции, признавшим постановление недействительным, Верховный суд РФ отметил, в частности, следующее.
Согласно законодательству требование о наличии печати распространяется не на всех юридических лиц. Оно не распространяется на предпринимателей. Вместе с тем в практике делового оборота наличие печати у любого юрлица и частного предпринимателя признается обязательным и само собой разумеющимся. Без нее не может быть открыт расчетный счет в банке, надлежащим образом удостоверены заключаемые сделки и иные документы. При таких условиях в соответствии со ст. 6 ГК РФ допускается применение гражданского законодательства по аналогии. Поэтому при решении вопроса о том, какие сведения должны содержаться на печатях хозяйствующих субъектов, в отношении которых законодательство не устанавливает специальных требований, следует применять по аналогии соответствующие положения о юридических лицах, предусматривающие наличие у них печатей и определяющие их содержание.
Из названного Определения ВС РФ также следует, что глава субъекта РФ нарушил антимонопольное законодательство и препятствовал хозяйствующим субъектам реализовать право иметь печать. Кроме того, предписание постановления о необходимости указывать на печати регистрационный номер предприятия или предпринимателя является нормой гражданского права, установление которой не входит в компетенцию главы субъекта РФ.
Подчеркнем, что в настоящее время индивидуальные предприниматели могут открыть счет в банке, не имея печати. Это следует из п. 2.8 Порядка заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати (приложение 2 к Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Поэтому указание на это Верховным судом сейчас уже неактуально. Некорректным надо признать и указание на то, что без печати нельзя надлежащим образом удостоверить сделку. Исходя из ст. 160 ГК РФ по общему правилу сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, подписанного сторонами. А скрепление этого документа печатью необходимо, только если такое требование содержится в законе, ином правовом акте или в соглашении сторон.
Тем не менее из анализа действующего законодательства и иных правовых актов следует, что в определенных случаях печать нужна даже тем хозяйствующим субъектам, которых специальный закон прямо не обязывает ее иметь. Сказанное относится и к индивидуальным предпринимателям.
Можно согласиться с выводом Верховного суда РФ о применении аналогии закона согласно ст. 6 ГК РФ при решении вопроса о том, какие сведения должны быть отражены на печати хозяйствующего субъекта, в отношении которого законодательство не содержит конкретных предписаний. Этот вывод применим и к печати индивидуального предпринимателя.
Расчетная ведомость: печать не нужна?
Теперь разберемся, обязан ли индивидуальный предприниматель или иной хозяйствующий субъект своей печатью скреплять расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ по форме 4-ФСС РФ (далее — расчетная ведомость), утвержденную постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111. Названным постановлением утвержден и порядок заполнения расчетной ведомости. Но в нем ничего не говорится о скреплении расчетной ведомости печатью, а лишь разъясняется, что ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации (обособленного подразделения, исполняющего обязанности юридического лица по уплате налогов и сборов) с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя. О необходимости подписания расчетной ведомости индивидуальным предпринимателем можно сделать вывод лишь по упоминанию о том, что физические лица указывают в представляемом документе полностью, без сокращения, фамилию, имя, отчество в соответствии с документом, удостоверяющим их личность.
Правда, в форме расчетной ведомости есть аббревиатура «М.П.» — единственное упоминание об оттиске печати (скорее, лишь намек). Это обстоятельство дает основание оспаривать необходимость проставления печати на расчетной ведомости любому хозяйствующему субъекту, что неактуально для тех, кому не предъявляют претензий по содержанию оттиска печати. В то же время приведенное обстоятельство может служить одним из аргументов в споре предпринимателя с подразделением ФСС России о содержании оттиска. Кроме того, предприниматель может привести следующие доводы в свою защиту.
Закон об ООО четко определяет содержание печати, которую обязано иметь общество с ограниченной ответственностью. Между тем законодательство не содержит подобных предписаний к содержанию печати индивидуального предпринимателя. В такой ситуации допустимо применять не только аналогии закона, но и обращаться к практике делового оборота, на которую ссылается ВС РФ в названном Определении.
Печать в трудовой книжке
В статье 309 ТК РФ, действующей в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, предусмотрено, что работодатель — индивидуальный предприниматель обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном названным Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ. К последним, в частности, относится Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. В ней указаны случаи, когда соответствующие записи необходимо скреплять оттиском печати. Так, согласно п. 2.2 названной инструкции первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает также лицо, ответственное за выдачу этого документа, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполняется трудовая книжка.
Отметим, что инструкция определяет обязанности только работодателя-организации, не упоминая о предпринимателе. Однако приведенное положение ст. 309 ТК РФ, устанавливающей обязанности работодателя-предпринимателя, содержит отсылку к иным нормативным правовым актам. С учетом этого можно сделать вывод, что инструкцией должен руководствоваться и предприниматель. В рамках исполнения обязанностей работодателя он обязан иметь печать и использовать ее в предусмотренных случаях при заполнении трудовых книжек.
В то же время обсуждаемые нормы трудового права не определяют содержание сведений, указанных на печати, которую должен использовать работодатель-предприниматель. Поэтому и в этом случае применимы приведенные аргументы.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель вправе использовать при заполнении трудовых книжек печать с аббревиатурой «ПБОЮЛ». По нашему мнению, записи в этих документах, скрепленные такой печатью, действительны.
Это важно!
И все-таки ПБОЮЛ или ИП?
В статье 23 ГК РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Как видим, приведенное положение не содержит каких-либо сокращенных обозначений этого хозяйствующего субъекта, например ПБОЮЛ или ИП. Можно говорить о том, что аббревиатура «ИП» более корректна, поскольку обозначает используемое законодателем словосочетание «индивидуальный предприниматель». А аббревиатура «ПБОЮЛ» — сокращение менее корректное, так как в ст. 23 ГК РФ не используется словосочетание «предприниматель без образования юридического лица». Однако в практике делового оборота такая аббревиатура применяется, и всем, в том числе и представителям официальных органов, известно, что такое сокращение обозначает гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Поэтому, по нашему мнению, у подразделения ФСС России нет права не принять у предпринимателя расчетную ведомость только потому, что на его печати содержится аббревиатура «ПБОЮЛ». Соответственно этот хозяйствующий субъект не обязан менять свою печать в связи с претензиями представителей фонда.
В то же время при решении вопроса об отражаемых в печати сведениях следует отдавать предпочтение словосочетанию «индивидуальный предприниматель», которое наиболее соответствует положениям ст. 23 ГК РФ. Это позволит избежать конфликтов, подобных обсуждаемому.