При незаконных действиях таможни по оформлению транспортных средств, приведших к их простою, владелец транспорта может взыскать с нее не только убытки, но и упущенную выгоду (постановление ФАС Поволжского округа от 20.08.2009 по делу № А06-1077/08).
Таможня часто допускает злоупотребления при оформлении товаров: запрашивает лишние документы, некорректно пересчитывает таможенную стоимость. И пока груз находится на складе временного хранения (СВХ), участник ВЭД подсчитывает убытки. Если действия таможни признают незаконными, взыскать убытки просто: их подтверждением служит квитанция на оплату услуг СВХ. Но сложности могут возникнуть и при оформлении самих транспортных средств, на которых перевозят товары. При простое транспортного средства у его владельца возникает упущенная выгода. Как ее рассчитать? Обратимся к практике.
При входе теплохода в российский порт на таможне предъявили стандартный пакет документов для оформления временного ввоза транспортного средства в порядке, предусмотренном ст. 271 Таможенного кодекса РФ. Но таможня не оформила теплоход из-за отсутствия его регистрации за иностранным лицом либо на территории иностранного государства. Суд признал это незаконным.
С 3 по 29 ноября теплоход простоял в порту. У бербоут-чартерного владельца судна возникли убытки в виде затрат на содержание судна, экипажа, упущенной выгоды. Все это он решил взыскать через суд.
Владелец судна пояснил, что время перехода от порта Астрахани до рейда порта Энзели (Иран) и обратно (круговой рейс) — 12,9 суток. За время простоя (27 суток) из-за незаконных действий таможни оно могло совершить два круговых рейса. Это принесло бы доход.
Размер упущенной выгоды в связи с простоем теплохода был рассчитан как разница между доходом, который получил бы владелец при обычных условиях гражданского оборота, за минусом обычных расходов. За основу для расчета были взяты контракты, заключенные владельцем в максимально приближенный временной период к рассматриваемым событиям: уже исполненный договор на сумму 37 000 долл. США (экспорт) с обратной загрузкой на сумму 11 287 долл. США и договор на второй рейс на сумму 42 500 долл. США и обратной загрузкой на сумму 7685 долл. США. Недополученный доход составил 98 472 долл. США.
Недополученная прибыль судовладельца была рассчитана следующим образом:
98 472 (доход от двух рейсов) – 20 097 (затраты на топливо) – 16 033 (дисбурсментские сборы) – 8054,66 (зарплата экипажа) – 1845,13 (колпит) – 1064,5 (расходы по содержанию судна) = 51377,18 долл. США.
В состав расходов на содержание экипажа были включены расходы на питание.
Заработная плата экипажа подтверждена справкой о начислении зарплаты за период с 3 по 29 ноября, ее выплата — платежной ведомостью, перечисление денежных средств на карточки членов экипажа — списком на зачисление на счета банковских карт.
Рассчитанную таким образом упущенную выгоду наряду с убытками суд посчитал обоснованной и взыскал с таможни в пользу владельца судна.
Аналогично можно рассчитать упущенную выгоду при простое по вине таможни любого иного транспортного средства.