В Пекине встречались главы правительств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Председатель Правительства России Владимир Путин в завершении визита провел пресс-конференцию и объявил о достижении победы в давнем споре с Китаем по газовому вопросу. В чем именно заключается победа, пока не совсем ясно.
В субрегиональную международную организацию ШОС входят Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ней предоставлен Монголии, Индии, Ирану и Пакистану. Совместные решения и декларации членов ШОС и на этот раз оказались малоинтересными широким слоям экспертов и аналитиков, включая даже такие существенные заявления, как намерение совместно бороться с кризисом и инфекционными заболеваниями. Все ждали, как пройдут переговоры В. Путина с китайцами. Прежде всего по поставкам сибирского газа большому соседу.
Сегодня Китай является крупнейшим потребителем газа в мире, а Россия — крупнейшим поставщиком. Однако российский газ в Китай не поставляется.
Дело в том, что китайцы категорически не соглашались до сих пор платить за топливо по мировым ценам. Они, конечно, закупают газ, причем недешево, но только не у России. Стратегия понятна: сибирский газ больше продавать некуда (особенно после того, как было принято малопонятное решение тянуть газопроводы к Китаю, а не к Японии). И Китай выжидал, пока россияне «сломаются» и уступят цену.
Наши газовики тоже ждали, когда Китаю надоест капризничать. Так и замерла ситуация на много лет.
Но кризис смешал карты. И до него РФ заняла у КНР 25 млрд долл. под поставки нефти, кстати, по необъявляемой, но скорее всего заниженной цене. И теперь китайские деньги крайне нужны. Вот почему с лета шли переговоры о допуске китайцев к освоению ресурсов на Дальнем Востоке и в Сибири, о китайских инвестициях. В конце сентября Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао одобрили в Нью-Йорке программу сотрудничества, которая предусматривает совместную разработку российских месторождений. А именно: перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории. Россия отдаст в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы создадут на северо-востоке КНР заводы по производству олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича.
На самом деле у России не было другого выхода: в указанных регионах у нас просто некому работать, а китайцы построят там дороги и городки.
Но как бы ни интерпретировать итоги договоренностей — как утрату российской элитой веры в то, что можно привлечь в страну инвестиции, или как смирение перед превращением в сырьевой придаток Китая, или как разумный тактический ход, любопытно одно: а что с газом и будут ли теперь китайцы покупать его у нас по цивилизованным ценам?
Владимир Путин утверждал на пресс-конференции, что российская делегация добилась выгодных для себя условий продажи газа. Топливо будет поставляться по двум направлениям — западному и восточному (30 и 38 млрд куб. м соответственно). «Подача по западному направлению начнется до 2015 г., по восточному вопрос может начать решаться с 2015 г. и займет года два-три», — сказал В. Путин.
О цене премьер сказал так: «Договоренность достигнута. „Газпром“ и его китайские партнеры договорились, что цена на газ будет привязана к азиатской нефтяной корзине».
Далее председатель правительства перешел к рассказу о том, как трудно договариваться с китайцами, как помогли делу его личные хорошие отношения с китайским лидером Ху Цзиньтао. Но сколько конкретно обещают китайцы платить за куб газа хоть в долларах, хоть в рублях, хоть в юанях, так и не прозвучало.