Кризис не сподвиг отечественных страховщиков расширить перечень предлагаемых услуг. Но и клиенты страховых компаний ничего не просят.
На Западе страхование — это, во-первых, популярный финансовый инструмент, дополняющий пенсионное обеспечение, во-вторых, в некоторой степени игрушка, развлекающая публику, типа лотереи. В России такие виды страхования, как страхование от похищения инопланетянами (держателей подобного полиса в США около 20 000), не распространены. И не потому, что у нас чудаков меньше, просто американские компании предлагают застраховаться от похищения «венерианцами», понимая, что оплачивать его никогда не придется. То есть они предлагают клиентам выгодные накопительные проценты. И до кризиса средний американец никогда не выкладывал сбережения на банковский депозит, а направлял их туда, где можно получить прибыль — на фондовый рынок. Кризис снизил доходы рынка, зато взгляды граждан обратились к страховщикам.
Если в нидерландской компании Hulberry Insurance клиент может купить полисы с возмещением убытков по рискам «застрять в сломанном лифте», «попасть на съемку скрытой камерой», «получить отказ от жениха/невесты у алтаря», «воспитывать не своего ребенка» (для мужчин), все с небольшой стоимостью (от 12 до 30 евро в год), то в России из нестандартных страховых услуг на ум приходит, пожалуй, только недавнее предложение одной питерской компании застраховать семейные надгробия «от ущерба третьими лицами».
Российский страховой рынок не стал за полтора десятка лет надежным и выгодным финансовым инструментом, который граждане используют для того, чтобы, покупая полис страховки, скажем, от застревания в лифте, надежно вложить деньги и застраховать их от поедания инфляцией.
Новая форма отчетности страховых компаний, введенная в этом году ФССН России, позволила регулятору увидеть четкую картину отечественного рынка с разбивкой по видам страхования. Рынок уныл и однообразен.
На автострахование (каско и ОСАГО) в 1-м полугодии пришлось более его трети — это страхование обязательное или вынужденное. По 19% рынка заняли корпоративные виды — добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование заводов. А вот страхование жизни, на которое в развитых странах приходится более 50% страхового рынка, в России снова оказалось на последнем месте (1,4% от общего объема премий, снижение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — 18,4%). Надо сказать, что имущественное страхование превалировало у нас над «жизнью» и в царские времена.
Зато кризис снова повысил в России популярность страховых схем. Выплаты по страхованию заводов достигают только 17% собранного объема премий, что сигнализирует о присутствии в этом виде страхования схем по минимизации налогообложения. Как объяснила на одной из страховых конференций директор департамента стратегического анализа финансовых рынков аудиторской компании «Мариллион» Яна Мирошниченко (в прошлом замначальника управления учета и экономического анализа в ФССН России), существует много страховых компаний, для которых схемы в кризис — единственная возможность поддержать уровень платежеспособности.