В августе была проведена выездная налоговая проверка нашей организации, и вот теперь мы получили на руки решение налогового органа. На этом решении проставлена дата, более поздняя, чем день рассмотрения материалов проверки. Подскажите, может ли это обстоятельство являться основанием отмены судом данного решения как принятого с нарушением процедуры, установленной ст. 101 НК РФ, если мы подадим исковое заявление?
Вопрос с сайта www.eg-online.ru
Действительно, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). К таким существенным условиям Налоговый кодекс РФ относит, в частности, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Некоторые эксперты высказывают мнение, что решение по проверке должно быть датировано именно днем рассмотрения материалов по этой проверке. Главный аргумент: если решение не принимается в день рассмотрения материалов проверки, получается, что процедура рассмотрения материалов проверки не завершена. И на этом этапе рассмотрения материалов у налогоплательщика нет возможности представить свои возражения. Следовательно, данное нарушение, являясь существенным, может послужить основанием отмены решения налогового органа в силу п. 14 ст. 101 НК РФ.
Отмечаем, что такого мнения до недавнего времени придерживались и судьи Центрального округа. Так, они пришли к выводу, что, если рассмотрение материалов проверки состоялось 20 июня, а решение налоговый орган принял 29 июня, это свидетельствует о том, что фактически рассмотрение материалов проверки продолжалось с 20 по 29 июня, о чем налогоплательщик не был извещен. Тем самым, по мнению судей, налоговый орган не обеспечил возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки с 20 по 29 июня. На этом основании суд признал решение налогового органа недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 22.08.2008 № А08-4026/07-25). К аналогичным выводам пришли судьи этого округа в постановлениях от 14.08.2008 № А48-274/08-6, от 29.07.2008 № А08-4026/07-25 и от 30.05.2008 № А08-364/07-9.
Однако из буквального прочтения ст. 101 НК РФ, регулирующей порядок вынесения решения, не следует, что оно в обязательном порядке должно быть принято в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с обязательным извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения. Исходя из этого Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что решение налогового органа не обязательно должно быть вынесено в тот же день, в который рассматривались материалы проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08).
К мнению о том, что в данном случае нет существенного нарушения процедуры, установленной ст. 101 НК РФ, пришли судьи в определениях ВАС РФ от 11.01.2009 № ВАС-14645/08, от 10.08.2009 № ВАС-7597/09, от 13.08.2009 № ВАС-10152/09 и от 11.09.2009 № ВАС-11809/09.
Обращаем внимание, что после постановления Президиума ВАС РФ № 14645/08 практика ФАС Центрального округа пошла по диаметрально противоположному направлению. Этот суд начал поддерживать не налогоплательщиков, а налоговиков (постановления ФАС Центрального округа от 20.03.2009 по делу № А48-2439/08-18, от 02.06.2009 по делу № А54-885/2008-С8 и от 14.07.2009 по делу № А54-4112/2008С21).
Похожим образом складывается практика в Уральском и Восточно-Сибирском округах. И в этих округах арбитры выносят идентичные вердикты по аналогичным делам: из п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ не следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика. В качестве примера можно привести постановления ФАС Уральского округа от 23.06.2009 № Ф09-4146/09-С3 и Ф09-4140/09-С3, от 17.06.2009 № Ф09-3322/09-С3, от 10.06.2009 № Ф09-3854/09-С3, от 12.05.2009 № Ф09-4098/08-С3 и Восточно-Сибирского округа от 13.05.2009 № А33-17548/08-Ф02-1902/09.
По нашему мнению, сам по себе факт вынесения решения позднее дня рассмотрения материалов проверки не является причиной отмены решения, поскольку Налоговым кодексом РФ срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки не установлен. НК РФ содержит лишь указание на срок, в течение которого налоговики должны принять решение по результатам проведения налоговой проверки. Это десять дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки, которые даются налогоплательщику на представление письменных возражений по этому акту. Основание — п. 1 ст. 101 и п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ.
Учитывая сказанное, считаем, что приводимое в вопросе различие в датах не является нарушением процедуры вынесения решения. Поэтому подавать в суд иск о принятии решения о признании ненормативного акта налогового органа недействительным нет смысла.