Согласно закону формировать финансовые гарантии организации могут с помощью банковских (оформление специальных депозитов) или страховых инструментов (приобретение полисов страхования гражданской ответственности). Как показал опыт туроператоров, до которых обязательные финансовые гарантии добрались на пару лет раньше, более 97% организаций выбирают последний вариант как более дешевый. Ожидается, что не менее 95% строительных и проектно-изыскательских организаций, подпадающих под действие нового закона, также выберут покупку страховых полисов.
В настоящий момент при Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) работает специальная группа, возглавляемая Александром Миллерманом, которая готовит стандартные правила страхования ответственности строительных и проектно-изыскательских организаций. В отличие от туристического бизнеса риски строителей и проектировщиков не связаны напрямую с годовым оборотом фирмы. Они намного разнообразнее, а иногда, как показала недавняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС, причиной которой Ростехнадзор назвал и ошибки проектировщиков, могут стать катастрофичными.
В прежние времена, когда менее 10% строителей считали нужным покупать полисы страхования, с каждым из таких клиентов страховые компании, специализирующиеся на строительных рисках, работали индивидуально. В случае массового обращения строителей и проектировщиков к страховщикам последним придется страховать наугад: экспертов, способных адекватно оценить строительные риски, в страховании, мягко говоря, не хватает.
Пока в ВСС решили так. По заключению рабочей группы страховая сумма по подобному договору страхования должна составить примерно 5% от оборота фирмы, но не менее 5 млн руб. Методические рекомендации по страхованию ответственности членов саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве ВСС в ближайшее время направит на согласование в соответствующие ведомства, включая Минэкономразвития, Минфин, Росстрахнадзор, Ростехнадзор и Межрегионразвития. Непонятно, направят ли их в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), но нет сомнений, что там этот документ тоже изучат. Страхование ответственности строителей и проектировщиков — дело де-юре добровольное, и право ВСС указывать компаниям, как именно страховать подобные риски, вызывает определенные сомнения у антимонопольщиков. В свою очередь разработчики документации считают, что стандартные правила страхования ответственности в строительном секторе помогут бороться с демпингом недобросовестных страховых компаний, которые назначают минимальные тарифы, имея в виду, что не придется платить, когда реально наступит страховой случай.
Пока в ВСС не определили, каков будет механизм гарантий, если после продажи полиса строителям сами страховые компании окажутся неплатежеспособными. Советы клиентам «не покупаться на низкий тариф» и «выбирать солидную компанию» скорее всего будут лишь сотрясать воздух. После отмены лицензий, которые большинство строительных компаний так или иначе покупали за деньги, страховой полис будет выглядеть для строителей и проектировщиков лишь еще одной «бумажкой», без которой им не разрешают работать. И они постараются заплатить за эту «бумажку» как можно меньше.
Не ясно также, будут ли и каким образом при страховании в строительной сфере применяться коэффициенты к базовым тарифам (как это происходит, например, в страховании по ОСАГО). Представители ВСС отмечают, что многие строительные фирмы, особенно мелкие, уйдут на нелегальное положение, не успев решить вопросы, связанные с получением полиса страхования. Экономический кризис сильно ударил по строительной отрасли, обанкротив часть фирм и загнав в тень другие. Затраты и неясности, связанные с оформлением финансовых гарантий, послужат еще одним фактором «зачистки» рынка.
В целом вопросов больше, чем ответов, однако стороны твердо намерены поскорее начать процесс. Добропорядочные строители и проектировщики хотят, наконец, оформить хоть какой-то документ и продолжить работу: лицензии уже не выдаются и не продлеваются. В свою очередь страховщики хотят начать продавать полисы: рынок страхования ответственности компаний строительного сектора оценивается в 1 млрд руб. В стремлении быстрее приступить к дележу нового пирога страховые компании готовы закрыть глаза на тот факт, что убыточность этого вида страхования потенциально еще выше, чем в страховании по ОСАГО.
Первые трудности
Около 200 нижегородских автовладельцев обратились в милицию с заявлениями о порче имущества. В ходе покрасочных работ на метромосту мелкие брызги краски осели на припаркованных в ближних кварталах автомобилях. Машины требуют полной перекраски, ущерб, согласно данным независимых экспертиз, достигает 20 000—100 000 руб. на одну машину. Представители нижегородского филиала ОАО «Мостотрест» претензии автовладельцев принимать на свой счет отказываются: как уверяют строители, покрасочные работы «велись строго по регламенту, в безветренную погоду». Страховые компании, куда обратились за возмещением пострадавшие, имеющие полисы каско, тоже не спешат с выплатами. Решение примет суд.