Летом 2009 г. остановилось падение ювелирного рынка РФ, а теперь эксперты ожидают рост отрасли.
Кризис и падение покупательной способности населения за 1-е полугодие уменьшили доходы ювелирной отрасли примерно в два раза. По данным Гильдии ювелиров России, в период кризиса 20% предприятий и магазинов приостановили работу или самоликвидировались. Теперь падение на ювелирном рынке остановилось, а осенью ожидается рост продаж золотых украшений.
По данным Гильдии ювелиров России, в 2008 г. ювелирная промышленность России насчитывала 4447 участников, в том числе 1283 предприятия и 3164 индивидуальных предпринимателя. Продукция российских ювелиров реализовалась в основном в специализированных магазинах, число которых превышало 20 000. Всего в производстве и торговле ювелирными изделиями в России в прошлом году было занято 150 000 человек.
По данным консалтинговой компании «АМИКО», объем розничного рынка ювелирных изделий в России в 2008 г. возрос на 7,5% и составил 5 млрд долл. По оценкам аналитиков, емкость рынка ювелирных изделий в России оценивается в 8,65 млрд долл. Темп роста емкости рынка за прошлый год — 4,6%.
С 2009 г. резко снизились объемы производства ювелирных изделий. По итогам I квартала оно составило 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против 16% спада по промышленности России в целом. Снижение объемов розничной реализации ювелирных изделий за тот же период составило всего 15%.
Причин несколько.
Во-первых, в России удорожание ювелирной продукции происходит гораздо более высокими темпами, чем за рубежом: помимо роста цены золота в долларах падает курс национальной валюты. В результате на фоне снижения покупательной способностью населения цена золота за несколько месяцев выросла с 700 до 1000 руб. за грамм.
Во-вторых, на российский ювелирную отрасль стали оказывать особое давление зарубежные производители, потерявшие рынок США и других западных стран. Особую активность проявляет Индия. Ювелирные изделия ввозятся через страны СНГ практически в беспошлинном режиме.
В-третьих, по данным Гильдии ювелиров России, 30—40% отечественного рынка занимает контрабандное золото, поступающее в торговые сети под видом произведенного в России. Именно такую схему, по сведениям Федеральной службы безопасности, использовала сеть магазинов «Алтын» (напомним, вице-президент этого ювелирного холдинга Антонина Бабосюк была арестована на прошлой неделе). По мнению участников рынка, контрабанда — единственная причина, которой можно было объяснить беспрецедентно низкие цены на украшения «Алтына».
Кризис изменил структуру производства ювелирных изделий: снижение выпуска золотых изделий (45% по массе) было частично компенсировано ростом производства серебряных украшений (примерно 35—40%). «Потребители ювелирной продукции продемонстрировали верность этому виду товаров, но из-за падения доходов перешли на более дешевые изделия», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» Владимир Тесленко, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России.
По словам представителя профессионального сообщества, сейчас ситуация на ювелирном рынке стабилизировалась. Об этом свидетельствуют и данные Пробирной палаты о ежемесячном числе проклейменных изделий, сообщения из сотен точек розничной торговли и настроения на летних ювелирных выставках в Казани и в Сочи.
«Мне приятно заявить, что эксперты Гильдии ювелиров России отмечают тенденцию к росту и ожидают увеличение объемов продаж осенью и особенно в предновогодний период. Кстати, это согласуется с оценкой Правительства РФ о прекращении спада в промышленности и о появлении тенденций к росту», — отметил В. Тесленко.
Участники рынка надеются, что следствием оживления экономики непременно станет рост доходов населения и по русской традиции — увеличение покупок товаров народного потребления, в том числе ювелирных изделий.
Таблица
Динамика поступлений изделий в Государственную инспекцию пробирного надзора в 2008—2009 гг. (по оперативным данным)
Период |
Золото |
Серебро | ||||||
российские изготовители |
импорт |
российские изготовители |
импорт | |||||
млн шт. |
% |
млн шт. |
% |
млн шт. |
% |
млн шт. |
% | |
Янв. 2008 |
3,46 |
0,191 |
1,65 |
1,09 | ||||
Янв. 2009 |
2,12 |
–38,7 |
0,11 |
–42,9 |
2,73 |
65,5 |
0,73 |
–33,2 |
Янв. — февр. 2008 |
7,59 |
0,38 |
4,04 |
1,83 | ||||
Янв. — февр. 2009 |
4,19 |
–44,8 |
0,18 |
–53,3 |
6,16 |
52,5 |
1,45 |
–20,8 |
Янв. — март 2008 |
11,57 |
0,47 |
6,52 |
2,58 | ||||
Янв. — март 2009 |
6,38 |
–44,9 |
0,23 |
–51,1 |
9,79 |
50,2 |
2,07 |
–19,8 |
Янв. — апр. 2008 |
15,65 |
0,68 |
9,56 |
3,77 | ||||
Янв. — апр. 2009 |
8,78 |
–43,9 |
0,29 |
–57,5 |
13,59 |
41,9 |
2,63 |
–30,3 |
Янв. — май 2008 |
18,88 |
0,86 |
11,88 |
4,62 | ||||
Янв. — май 2009 |
10,28 |
–45,6 |
0,33 |
–61,6 |
16,33 |
37,5 |
3,13 |
–32,3 |
Янв. — июнь 2008 |
22,12 |
1,08 |
14,27 |
5,27 | ||||
Янв. — июнь 2009 |
12,05 |
–45,5 |
0,39 |
–63,5 |
19,06 |
33,6 |
3,64 |
–31,0 |
Источник: РосЮвелирЭксперт, Российская государственная пробирная палата