Резкое усиление государственного регулирования торговли скоро станет реальностью. Закон о торговле уже принят в первом чтении, и никто из участников рынка не ожидает серьезных изменений в его содержании по результатам второго чтения. Между тем до сих пор открытым остается главный вопрос: как повлияет принятие нового закона на конкуренцию на потребительском рынке и в конечном итоге на положение граждан, которые покупают в магазинах хлеб насущный?
Мировая практика, по оценке экспертов Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которые провели специальное исследование, показывает, что последние годы повсеместно происходит существенное дерегулирование торговой деятельности. Проникновение современных торговых форматов на глазах преображает потребительские рынки Индии и Китая, создает стимулы для производителей, повышает конкурентоспособность их экономик. А в конечном итоге работает на благосостояние населения.
Отказ от избыточного государственного вмешательства заметен и в прежде чрезмерно зарегулированной Европе. Почему же Россия снова выбирает особый путь?
Причиной введения новых жестких норм регулирования торговой деятельности стал набор исходных стереотипов, которые активно продвигались в СМИ некоторыми официальными аналитиками. Якобы розничные сети доминируют на потребительском рынке, предъявляют всем поставщикам длинный список дополнительных требований, увеличивая таким образом конечную цену, по которой граждане покупают товары на прилавках, ретейлеры выдвигают много дополнительных условий (см. диаграмму) и ограничивают доступ поставщиков на рынок.
Факты свидетельствуют о совсем другом. По данным Минэкономразвития, доля сетевых компаний в розничном товарообороте в России равна примерно 20%, тогда как в развитых странах она составляет от 50 до 95%.
Практика доказывает, что у ретейлеров цены растут гораздо медленнее, чем в целом фиксирует статистика. А последний миф о жестокой эксплуатации малых предприятий, которых душат своими условиями поставки ретейлеры, развеяло исследование, проведенное Лабораторией экономико-социологических исследований ВШЭ.
Мелкие сельхозпроизводители не попадают в сети не из-за высоких платежей, а из-за неумения выполнять функциональные требования к их товарам. Так, картофель в розничные сети нужно поставлять в мытом и расфасованном виде, а не грязный навалом.
Выход специалисты видят в развитии альтернативных каналов реализации продукции мелких производителей, а не в навязывании государством сетевым магазинам условий работы, которые в реальности могут привести к снижению конкуренции на потребительском рынке.
По мнению проректора ВШЭ В. Радаева, предлагаемые государством запреты могут завести отрасль в институциональную ловушку. Если принять законопроект в его нынешнем виде, то это приведет к целому ряду негативных последствий.
В первую очередь может произойти усреднение цен с вымыванием дешевых товаров. Возникнет угроза товарного дефицита по отдельным продуктам питания, которые сегодня востребованы покупателями. Еще одним результатом может стать снижение качества продукции, поставляемой в розничную сеть. Болезненным последствием для простых граждан станет усиление инфляции на потребительском рынке.
Главный вывод, который делают исследователи: законопроект на практике будет сдерживать развитие торговли. От него пострадают граждане, которым придется покупать на прилавках менее качественные товары по завышенным ценам.