Решение о начале первой фазы освоения Штокманского газоконденсатного месторождения инвесторы примут не раньше первой половины 2010 г. Об этом сообщил председатель правления РАО «Газпром» Алексей Миллер на пленарном заседании Мурманского международного экономического форума.
Инвесторы — участники международной компании «Штокман Девелопмент АГ» концерны «Газпром», «Тоталь» и StatoilHydro уверены лишь в том, что освоить Штокманское месторождение, находящееся в беспрецедентно суровых климатических и геологических условиях, технически можно, но не убеждены в экономической целесообразности реализации проекта и не решили, куда поставлять добытый газ.
Месторождение всегда рассматривалось как ресурсная база газопровода «Северный поток», который должен протянуться на рынок Западной Европы. Но недавно «Газпром» заявил о планах захвата мирового рынка сжиженного природного газа. И в этих планах 80—90% газа со Штокманского месторождения уже предназначается для поставок на рынок США.
Российский Северо-Запад также претендует на штокманский газ. Региону должно достаться примерно 5% добычи, что позволит, в частности, приступить к газификации Мурманской области. Это станет серьезным стимулом для развития областной промышленности. Например, использовать природный газ для производства минеральных удобрений на своих предприятиях на Кольском полуострове хотело бы ОАО «Апатит» — производитель 85% российского апатита.
Учитывая снижение цен на энергоносители в результате кризиса, большинство экспертов сходятся во мнении, что добыча из месторождения начнется не раньше чем в 2018—2020 гг. Тем не менее губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко уверенно заявил на экономическом форуме в Мурманске, что разработка месторождения начнется через три — пять лет.
Мурманск (точнее, транспортная инфраструктура, вокруг которой он вырос, — порт и железная дорога) создавался в начале XX в. для вывоза природных богатств Заполярья и Арктики — рыбы и полезных ископаемых. Разработка Штокманского месторождения должна стать катализатором еще одного ключевого для экономического развития Мурманской области проекта. Речь идет о комплексном развитии Мурманского транспортного узла — создании масштабного логистического хаб-центра и формировании транспортно-логистического кластера вокруг международного глубоководного порта.
Даже уникальное положение порта Мурманск, незамерзающий залив, прямой выход в Мировой океан и близость к международным транспортным путям пока не позволяют уверенно конкурировать с другими портами Северо-Запада России: Усть-Лугой, Санкт-Петербургом и Калининградом. Без существенных вложений в развитие порта надежда только на подтверждение прогноза о дальнейшем таянии льдов в Арктике и увеличении сроков навигации по Северному морскому пути. Тогда привлекательность порта Мурманск возрастет: он сможет стать важнейшим узлом международных перевозок по всем направлениям: и с юга на север, и с запада на восток.
Реализация проекта МТУ позволит повысить грузооборот порта к 2020 г. с 28,8 млн т в год до 100 и увеличить долю грузов с высокой добавленной стоимостью, что будет способствовать росту объема реализации транспортных услуг. Но этот проект потребует около 300 млрд руб. инвестиций, что сопоставимо с затратами на создание объектов Олимпиады в Сочи.
Пока принято решение развивать Мурманский транспортный узел в формате государственно-частного партнерства. Государственные вложения в проект должны составить 40%, остальные 60% придутся на долю частных и региональных инвесторов.