Реформу социального страхования и пенсионной системы необходимо отложить. К такому выводу пришли участники круглого стола на тему «Замена единого социального налога страховыми взносами: взгляд бизнеса и власти», проведенного Торгово-промышленной палатой и Государственной Думой.
По мере приближения 2010 г. все больше обеспокоенности возникает у бизнеса да и у законодателей по поводу начала действия новых правил исчисления и уплаты страховых взносов на социальное страхование. Речь идет о двух федеральных законах от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, которые предусматривают замену с 1 января 2010 г. действующего единого социального налога (ЕСН) тремя страховыми взносами. При этом в 2010 г. общая ставка страховых взносов сохраняется на уровне действующей ставки ЕСН — 26% от фонда оплаты труда (без регрессии), а с 1 января 2011 г. страховые взносы будут увеличены до 34%.
Помимо этого устанавливается предельный размер выплаты в пользу работника, с которых будут взиматься страховые взносы. В 2010 г. он не должен превышать 415 000 руб. Этот размер будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней зарплаты.
Уплачивать страховые взносы с 2010 г. будут все работодатели. Налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, IT-компании и другие организации, в отношении которых сейчас действует льготный порядок уплаты ЕСН, лишатся привилегий. Поэтапное введение страховых взносов на период с 2011 по 2014 г. предусмотрено лишь для отдельных налогоплательщиков (например, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов).
Все названные меры повлекут явное увеличение финансовой нагрузки на организации и предпринимателей-работодателей. Обсудить возможные последствия таких новшеств и выработать решения, способствующие снижению нагрузки, и попытались представители бизнеса и власти.
Мрачные прогнозы
По словам члена Комитета Госдумы по собственности Екатерины Семеновой, наибольшее беспокойство у депутатов вызывают налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, и плательщики ЕНВД. С 1 января 2011 г. они будут вынуждены уплачивать страховые взносы по полному тарифу — 34%. В результате финансовая нагрузка на них увеличится в 2,4 раза. Для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, нагрузка увеличится в 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих ЕСХН, — в 1,4 раза в 2011—2012 гг. и 1,9 раза в 2013—2014 гг.
Депутат считает, что такая нагрузка на малый бизнес по меньшей мере необоснованна, поскольку в последнее время декларируется его поддержка. С одной стороны, принимается закон об увеличении предельного размера дохода, позволяющего применять упрощенную систему, до 60 млн руб., что должно привести к увеличению численности работников малых компаний. С другой — финансовая нагрузка на фонд оплаты труда увеличивается.
В то же время практически все участники круглого стола подчеркивают, что с помощью данных изменений нельзя решить все поставленные правительством задачи полностью покрыть за счет страховых взносов выплаты работникам в случае временной нетрудоспособности и выплаты пенсий. Как отметила Е. Семенова, увеличение нагрузки на фонд оплаты труда для предпринимателей приведет к тому, что организации различными способами будут занижать полученную прибыль, уводить ее в офшорные зоны, применять другие схемы оптимизации. Многие компании будут вынуждены перейти на выплату зарплаты в конвертах. Последствия таких действий — оптимизация численности работников, прежде всего сокращение доли лиц и рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, как следствие, рост безработицы. Результатом такого увеличения нагрузки на фонд оплаты труда станет снижение поступлений в бюджет, считает президент Палаты налоговых консультантов России Дмитрий Черник. Причем снизятся не только социальные платежи, но и налог на доходы физических лиц.
Многие субъекты будут вынуждены прекратить бизнес. Особенно эти опасения сильны в отношении малого бизнеса, применяющего УСН и ЕНВД, считает депутат.
На еще один негативный аспект введения этих новшеств указал глава Комитета ТПП РФ по инвестиционной деятельности Антон Данилов-Данильян. По его мнению, данное решение значительно ухудшит инвестиционный климат. По сути, введение страхового принципа нарушает основной государственный приоритет — переход к инновационной экономике, о котором так много говорят в последние годы и президент, и правительство. Огромное количество инновационных предприятий уже сейчас переводится в другие страны. По его словам, пострадают не только малые предприятия, но и крупные компании, имеющие сетевые структуры. Например, в Сбербанке России в случае сохранения численности персонала на прежнем уровне по сравнению с 2008 г. объем расходов на соцстрахование в 2010 г. возрастет в 1,2 раза — на 8,9 млрд руб., а к 2011 г. в 2 раза — на 23,9 млрд руб. Это деньги инвесторов, которые приобрели акции банка, подчеркнул он.
Множество вопросов вызывает недостаточно прописанный порядок исчисления и уплаты страховых взносов (в частности, из него не ясно, какие именно выплаты должны облагаться страховыми взносами), а также контроль за уплатой страховых взносов. По словам Е. Семеновой, правительство приняло решение об ограничении числа проверок малых и средних предпринимателей, введен контроль за этими проверками. Вместе с тем в силу нового закона число проверок значительно увеличивается. Появится еще один контролирующий орган — Пенсионный фонд. Естественно, увеличится документооборот в связи со сдачей дополнительных отчетов, а эффективность администрирования на первых порах будет низкой, считают участники круглого стола.
Аналогичного мнения придерживается и Д. Черник. Он напомнил, что налоговые органы вправе проверить правильность уплаты налогов в течение последних трех лет. Это означает, что еще в течение трех лет помимо Пенсионного фонда и ФСС России плательщиков будут проверять налоговые органы.
Возможные решения
По мнению некоторых участников круглого стола, до формирования федерального бюджета на 2011 г. необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о частичной компенсации увеличения финансовой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему и уплачивающих ЕНВД. Тем более что при обсуждении реформы соцплатежей правительство не раз говорило о компенсации повышения финансовой нагрузки на предприятия.
В частности, ТПП РФ предлагает снизить налоговые ставки по данным налоговым режимам: для плательщиков УСН при объекте налогообложения «доходы» — до 5% (сейчас 6%), а при объекте обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» — до 13% (сейчас 15%). Это довольно странно, учитывая тот факт, что Правительство РФ еще две недели назад поддержало законопроект, устанавливающий дифференцированные ставки налога для плательщиков, применяющих «упрощенку», с объектом налогообложения «доходы», в пределах от 3 до 6% в зависимости от категорий. Что касается плательщиков с объектом обложения «доходы минус расходы», с 2009 г. в отношении них регионы получили право снижать ставку до 5%.
Для плательщиков ЕНВД депутаты предлагают снизить ставку до 13% (сейчас 15%). Помимо этого участники высказались за распространение на плательщиков УСН и ЕНВД льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011—2014 гг. по аналогии с плательщиками ЕСХН.
В связи с ограничением базы, облагаемой взносами на уровне 415 000 руб., участники говорили о необходимости предусмотреть различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим этот размер.
Тем не менее большинство представителей бизнеса настаивают на отсрочке введения в действие этих законов и проведении серьезного анализа принятых решений. Если отказаться от них нельзя, то необходимо хотя бы приостановить их введение, считает А. Данилов-Данильян. Аналогичного мнения придерживается и Д. Черник. На его взгляд, в период кризиса, если нельзя снизить налог, его нужно хотя бы стабилизировать. Ухудшать положение налогоплательщика, усложнять налоговое администрирование просто непозволительно.
В Минздравсоцразвития все спокойно
По словам директора Департамента развития соцстрахования и гособеспечения Минздравсоцразвития России Сергея Афанасьева, в переходе к страховым взносам нет ничего необычного. Введение в 2001 г. единого социального налога было экспериментом, который сейчас завершается, и страна переходит к полноценной системе социального страхования.
Реагируя на реплики участников об обещанных компенсациях, господин Афанасьев напомнил о прошлогоднем снижении налога на прибыль и других мерах, принятых правительством. По его мнению, до 50% увеличения страховых взносов будут покрыты за счет тех мер, которые были приняты по налогу на прибыль. В то же время с 2010 г. больше страховых взносов компании смогут относить на себестоимость и соответственно с этих сумм не будет взиматься налог на прибыль.
Прокомментировал представитель Минздравсоцразвития России и тот факт, что в законе отсрочка предусмотрена только для отдельных групп. При решении вопроса о переходе к страховым взносам было четко определено, что никаких льгот по страховым взносам для отдельных отраслей экономики не может быть. Социальное обеспечение не должно зависеть от места, где трудится работник.
Переходный период предусмотрен для предприятий, которые не вызывают сомнений в необходимости государственной поддержки. Это плательщики ЕСХН, общественные организации инвалидов и предприятия, использующие труд инвалидов.
Чиновник считает, что поддерживать малые предприятия, применяющие упрощенную систему, нецелесообразно. В качестве аргумента он указал на то, что увеличение числа малых предприятий вызвано дроблением бизнеса и, по сути, они не создали за последние годы ни одного нового рабочего места в экономике. Между тем после введения новых правил уплаты страховых взносов министерство ожидает обратной реакции — преобразования мелких предприятий в крупные.
Что касается предложений бизнеса о снижении налогов по упрощенной системе и единому налогу на вмененный доход, такие предложения Минздравсоцразвития России предлагало еще в период разработки предложений по реформе соцстрахования.
Чиновник не видит проблем с контролем за плательщиками страховых взносов. Для Пенсионного фонда и ФСС России это не новые функции, они и так занимались этими вопросами раньше, подчеркнул С. Афанасьев. Он также напомнил, что фискальные функции внебюджетных фондов по сравнению с налоговыми органами значительно ограниченны. Новый порядок не предусматривает никаких полномочий для Пенсион-ного фонда и Фонда социального страхования по блокировке счетов, изъятию документов и проч.