Как грамотно подготовить малый и средний бизнес к работе в новых условиях, если Россия станет членом ВТО? Дискуссия на эту актуальную тему прошла недавно в Кировской области, а губернатор региона Никита Белых задал тон обсуждению: «Недостаточно модернизировать только производство, в первую очередь надо модернизировать себя».
В Кировской области одним из знаковых событий года стала межрегиональная конференция «Малый и средний бизнес — новые возможности в условиях открытых рынков ВТО», которая получила название «Серебряная волна».
На дискуссионных площадках Кировской области собралось около 400 человек, в том числе представители Министерства экономического развития РФ, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Торгово-промышленной палаты РФ, Американской торговой палаты и делегации из семи регионов Приволжского федерального округа.
Не секрет, что на большинстве российских предприятий малого и среднего бизнеса побаиваются грядущего вступления в ВТО. Прежде всего пугает перспектива ужесточения конкуренции на рынке товаров и услуг. Определяя цель созыва межрегиональной конференции на Вятской земле, Никита Белых подчеркнул: «Для того чтобы заранее подготовиться к возможным проблемам, считаю целесообразным вести регулярный открытый диалог с предпринимательским сообществом, информировать бизнес о государственной политике и оперативно реагировать на его запросы. С этой точки зрения проводимый в Кировской области форум «Малый и средний бизнес — новые возможности в условиях открытых рынков ВТО» как раз призван решать данные задачи. Он является своеобразной площадкой для обсуждения «болевых точек» и обмена положительным опытом, в том числе накопленном в других регионах РФ. Уверен, что у подобного мероприятия хорошая перспектива и оно станет традиционным».
Уже сейчас очевидно: справиться с натиском конкурентов при вступлении в ВТО представителям малого и среднего бизнеса будет сложно, а значит, для решения общих задач надо обменяться опытом. Вятские управленцы и предприниматели оказались максимально открытыми для передачи в общую копилку всех удачных технологий и проектов в области малого и среднего бизнеса.
В частности, продемонстрировали инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Это 26 бизнес-центров в районах, где предпринимателям оказывают консультативную, организационную, юридическую, финансовую и другие виды поддержки. Создана система кредитной кооперации. Это уже 154 маленьких «банка», которые привлекают свободные денежные средства населения и в виде мелких кредитов реинвестируют их в малый бизнес. В этом году в Кировской области в качестве антикризисной меры была создана система льготного кредитования: выдаются прямые займы до 1 млн руб. со ставкой от 14 до 16% годовых. Кроме того, правительство области содействует продвижению продукции малого бизнеса за пределы области, возмещая предпринимателям 50% затрат, которые они несут, участвуя в межрегиональных и международных выставках, сертифицируя продукцию, выезжая за рубеж для обмена опытом и заключения договоров сотрудничества с контрагентами. Заинтересовала гостей хорошо работающая у кировчан система гарантийного кредитования (кредитование предпринимателей под поручительства бизнес-центров). Ее преимущество в том, что на каждый рубль, выделяемый малому бизнесу из областного бюджета, местные банки выдают до 5 руб. кредитных ресурсов. В программе участвуют Вятка-банк, банк «Хлынов», Россельхозбанк, недавно заключено соглашение о сотрудничестве со Сбербанком. Результат впечатляющий.
Реализация указанных мер позволила за последние три года увеличить количество малых предприятий на 3500 единиц, количество занятых в малом бизнесе — на 55 000 человек, налоговые отчисления от субъектов малого предпринимательства в региональный бюджет возросли на 1,2 млрд руб.
Политика, направленная на формирование максимально благоприятных условий для представителей малого бизнеса, будет продолжена правительством Кировской области в рамках новой областной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области на 2010—2014 годы». Это связано с тем, что развитие данного сектора экономики способствует решению ряда важнейших задач: созданию гибкой экономической системы, способной активно применять новые технологии и научные разработки, развитию конкуренции в отраслях народного хозяйства, формированию среднего класса, являющегося гарантом политической и социальной стабильности, содействию экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов, наполнению доходной части бюджета территории.
Роль малого бизнеса возрастает в условиях экономического кризиса. Его важнейшей социальной функцией становится противодействие росту безработицы, обеспечение занятости населения и, как следствие, поддержание в обществе социальной стабильности.
Значимые дела, как правило, начинаются с малого. Например, в Кировской области финишировал очень важный социальный проект с участием малого и среднего бизнеса «Сделай свой город красивее и чище», где малые компании, функционирующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и дворники боролись за звания лучших в своей профессии. За короткий срок лицо областного центра заметно преобразилось, избавившись от многочисленных захламленных уголков. Кстати, приз лучшему дворнику — легковой автомобиль — подарок, который приобрел на свои личные деньги губернатор Никита Белых.
Впрочем, Никита Юрьевич особо выделяет некоторые приоритеты, подчеркивая: «Когда мы говорим о государственной поддержке тех или иных отраслей, мы должны осознавать, что существуют проблемы, которые не могут быть решены только лишь за счет бюджетного финансирования. Недостаточно просто провести модернизацию оборудования и технологий, чтобы встать на один уровень с ведущими европейскими предприятиями. Необходимо изменение самой культуры производства и подходов к реализации продукции».