Контроллер, оказывая информационную поддержку руководству предприятия по принятию управленческих решений, сам нуждается в информационной поддержке своей деятельности. Оказать такую помощь ему могут средства массовой информации.
Одна из задач контроллинга — своевременное обеспечение менеджмента компаний информацией, необходимой и достаточной для принятия решений. Для этого нужно адаптировать имеющиеся на предприятии системы планирования и учета к информационным потребностям разного уровня руководителей, принимающих решения.
В функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.
Контроллер должен обладать незаурядными аналитическими способностями, чтобы собирать информацию, адекватно оценивать ее и своевременно формулировать предложения менеджменту по принятию решений.
Чтобы выполнять такую работу, контроллер должен обладать профессиональными знаниями и умениями, широким кругозором, организационными навыками, уметь формулировать свое мнение. Не менее важны такие личностные качества, как объективность и непредвзятость, психоэмоциональная устойчивость к стрессам.
Базовые знания, умения и навыки, работа со специальной литературой помогают приобрести системное образование и обучение.
Но часто в практической деятельности базового образования недостаточно, ведь круг вопросов, на которые обязан ответить контроллер, весьма широк. Ему самому зачастую необходима информационная поддержка — в форме советов, рекомендаций, консультаций, различных примеров решений задач контроллинга, обмена опытом.
Информационную поддержку деятельности контроллеров могут оказать средства массовой информации, публикующие статьи, обзоры, результаты и анализ исследований, отражающих теорию и практику контроллинга. Вся эта информация должна дополнять базовые знания и помогать их систематизации.
Наиболее доступным источником информации сегодня является Интернет. Казалось бы, в нем можно найти все, что угодно. Но при этом возникает вопрос релевантности — смыслового соответствия между информационным запросом и полученным сообщением. Релевантными можно считать только сведения, обладающие предсказуемостью, то есть оправдывающие или опровергающие ожидания запрашиваемого. Кроме того, эти данные должны быть непосредственно связаны:
с условиями, в которых принимается решение о пригодности найденной информации;
-
целевыми критериями;
-
набором возможных альтернатив;
-
последствиями принятия каждой из альтернатив.
Требования к информации для любых целей, в том числе для поддержки деятельности контроллера, едины. Она должна быть:
-
достоверной;
-
полной;
-
полезной (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение);
-
понятной;
-
своевременной;
-
регулярной.
Контроллер сам определяет, какие у него альтернативы по выбору и применению тех или иных методик, инструментов, в какой мере опыт других компаний по решению аналогичных задач соответствует сложившейся ситуации на предприятии. Помочь ему может профессиональное сообщество, аккумулированное вокруг деловых СМИ. Это могут быть печатные издания и электронные.
Так, запрос поисковым системам по слову «контроллинг» в первую очередь дает ссылку на свободную энциклопедию Википедию, которая отсылает к журналу «Контроллинг» и статьям газеты «Экономика и жизнь». Материалы этих изданий способны оказать полноценную информационную поддержку деятельности контроллеров.
Можно найти сведения и о других изданиях, публикующих разрозненные материалы в основном об инструментах, используемых в финансово-экономической деятельности и применяемых для целей решения задач контроллинга.
Разрозненные элементы контроллинга разбросаны по множеству изданий, а сам контроллинг присутствует своими отдельными частями во множестве изданий.
Некоторые сведения можно получить также на сайтах образовательных учреждений, консультационных компаний, экономической электронной библиотеки по контроллингу и проч.
Однако практически все эти разрозненные источники информации не отличаются концептуальным подходом к подаче информации, необходимой контроллеру.
Более ценным для практикующего контроллера представляется непосредственное общение с коллегами, обсуждение насущных проблем и вариантов их решения в среде профессионалов СНГ на Золотом дискуссионном листе «КОНТРОЛЛИНГ & управленческий учет: вопросы и ответы». Каждый его участник может задать свой вопрос всей аудитории и получить на него ответ специалистов. Выбор информационного источника остается за контроллером и добавляет ему работы по обработке необходимой, но неструктурированной информации.