Нечаянная радость - притекло

| статьи | печать

На традиционном совещании Президента РФ с членами правительства вице-премьер Александр Жуков объявил о беспрецедентном для новейшей истории России событии. В 2005 году приток частного капитала в нашу страну впервые за постсоветское время превысил отток.


Ранее, по словам вице-премьера, уход капитала составлял до 25 млрд дол. в год. Нынешнее же достижение говорят о том, что инвестиционный климат в России меняется в лучшую сторону. Свидетельством роста привлекательности России в глазах иностранных инвесторов является и состоявшееся в 2005 году троекратное повышение кредитных рейтингов страны ведущими рейтинговыми агентствами до инвестиционного уровня. Напомним, что Fitch присвоил нам рейтинг BBB, Moody’s — Baa2, Standard & Poor’s — BBB-.


В 2004 году, по данным Банка России, чистый вывоз капитала составлял 8 млрд дол., а в 2005-м минус сменился на плюс, и в страну «прибыло» аж 300 млн дол.


При этом наиболее «прибыльным» для России выдался III квартал — ввоз валюты составил 8,1 млрд дол. Также относительно неплохим стало и начало года — в I квартале частный сектор ввез в Россию 400 млн дол. А вот II и IV кварталы немного «не задались». В течение апреля — июня из страны «утекло» 4,3 млрд дол., а поздней осенью и в начале зимы — 3,9 млрд. Очень преуспел в деле «снабжения» нашей страны валютными средствами банковский сектор, который ввез в Россию 5,3 млрд дол. А вот частные инвесторы пока по-прежнему не очень доверяют российской действительности — чистый вывоз капитала сектором нефинансовых предприятий и домашних хозяйств составил 4,9 млрд дол.


Достижения России тем не менее уже по достоинству оцениваются зарубежными экспертами. В частности, аналитики международной консалтинговой компании AT Kearney еще в декабре 2005 года отметили, что наша страна вошла в ведущую шестерку государств, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. А ведь еще в марте прошедшего года Россия занимала в списке 11-е место. Для сведения: 1-е место в рейтинге уже на протяжении четырех лет удерживает Китай. 2-е — за другим динамично развивающимся азиатским государством — Индией. А держава, традиционно считающаяся мировым лидером, — США — занимает лишь 3-е место.


Давние союзники американцев — англичане остались на 4-м. Ближайшим конкурентом России в борьбе за 5—6-е места в рейтинге, как ни странно, оказалась Польша. Вообще, страны Восточной Европы в последнее время пользуются все большей популярностью в инвестиционном сообществе — налицо появление моды на страны бывшего Варшавского договора. Например, Венгрия занимает 11-е место в рейтинге, Чехия — 12-е. Даже издавна не самая благополучная Румыния поднялась на 25-е место.


Россия же сейчас просто-таки на коне. Виной тому высокие цены на экспортируемое из страны сырье — нефть и газ. Сорт Urals, например, во вторник, 17 января, стоил ни много ни мало 60,8 дол. за баррель. При подобных ценовых показателях трудно не добиться некоторых макроэкономических успехов, хотя критики, конечно, не забывают напоминать правительству о более рациональном расходовании поступающих в страну денежных средств.


По словам оппонентов, российское руководство сейчас напоминает собаку на сене — валютные прибыли не расходуются в должной мере на инвестиционные нужды. Однако прогресс все же присутствует. Например, совершенствуется финансовый рынок.


По словам руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, в минувшем году более 35% всех инвестиций в основные фонды были получены именно с помощью финансовых рынков. Имеются в виду в первую очередь рынки облигаций и акций. Глава ФСФР не без гордости заявил, что минувший год стал весьма удачным для операторов рынка ценных бумаг и что эта «отрасль» экономики перестала быть «придатком, используемым финансистами для личных заработков». По словам О. Вьюгина, теперь это уже реальный механизм экономического роста. Доказательством тому он считает состоявшееся в 2005 году удвоение капитализации фондового рынка. А также тот факт, что 50% ликвидности, имеющейся в распоряжении отечественных субъектов бизнеса, находится именно в России, а не «утекает» за границу.


В общем, если не гордость, то, по крайней мере, чувство некоего удовлетворения у российских экономических властей возникнуть может. И все же не стоит почивать на лаврах — не будем забывать, что в основном нынешние «платежно-балансовые» и «бюджетные» успехи достигнуты благодаря крайне благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков. Иные же сектора промышленности впечатляющих темпов роста пока в большинстве своем, увы, не демонстрируют.