Упрощенный порядок привлечения к административной ответственности не влияет на объем процессуальных гарантий привлекаемого лица. Так решили арбитры ФАС Северо-Кавказского округа (постановление от 11.09.2009 по делу № А15-229/2009).
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вынес постановление об обязании должника освободить административное здание и склад по исполнительному листу. Должник добровольно не исполнил требования исполнительного документа. На этом основании судебный пристав привлек должника к ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ и взыскал штраф.
Должник посчитал действия пристава незаконными, обратился в суд и выиграл.
Дело в том, что пристав нарушил порядок привлечения к административной ответственности: представитель должника при принятии решения о привлечении к административной ответственности не присутствовал и доказательства его надлежащего извещения и приглашения для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности нет.
Пристав, пытаясь оправдаться, ссылался на ст. 115 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). В ней установлен порядок наложения штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. По мнению пристава, в этом случае не требуется извещать привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности. Но суд эти доводы не принял.
В силу ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, протокол об административных правонарушениях не составляется. Вместе с тем рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, только когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В рассматриваемом случае должник не был извещен о времени и месте вынесения в отношении его постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Это обстоятельство свидетельствует о лишении заявителя гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством. В соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 такие нарушения относятся к существенным нарушениям процедуры привлечения лица к административной ответственности, что служит основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя.
В итоге суд решил, что отсутствие необходимости составлять протокол об административном правонарушении и возбуждать отдельное дело об административном правонарушении при рассмотрении судебным приставом-исполнителем дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.15 КоАП РФ, не означает освобождения судебного пристава-исполнителя от соблюдения процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в ст. 1113 Закона об исполнительном производстве закреплено требование о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.