В посткризисный период рост экономики и населения в нашей стране, по оценке руководителя Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, будет происходить преимущественно за счет крупных городов — агломераций. Особенно актуальным их развитие стало для регионов Сибири и Дальнего Востока, где демографическая динамика приобрела сегодня почти катастрофический характер. Население просто «стекает» в южные территории региона и уезжает в западные районы страны. Убедить их остаться на месте можно, лишь обеспечив качественно новые условия жизни.
Создать благоприятные условия для проживания можно в агломерациях, объединенных единой системой управления, основанной на добровольном решении всех входящих в нее муниципалитетов объединить свои ресурсы для достижения общих целей.
В восточных субъектах Федерации на реализацию проектов создания агломераций с наибольшими основаниями претендуют Томск, Иркутск, Новосибирск и Красноярск. Специалисты понимают: тот крупный сибирский город, который первым воплотит в жизнь этот процесс, получит не только конкурентные преимущества в развитии, но и ощутимые преференции федеральной власти.
Однако из 14 проектов создания городских агломераций на сегодняшний день в нашей стране на практике реализуется только один — Красноярский. В нынешнем году правительство края одобрило проект Стратегии развития Красноярской агломерации до 2020 г. Документ содержит оценку социально-экономического потенциала субъектов агломерации, варианты привлечения трудовых и финансовых ресурсов на их территорию, обоснование пространственно-градостроительных и инфраструктурных решений.
С учетом основных целевых показателей, определенных в стратегии, Российский институт градостроительства и инвестиционного развития (Гипрогор) сейчас разрабатывает схему территориального планирования Красноярской агломерации до 2020 г.
Разработчики уже представили концепцию территориального паспорта и схемы территориального планирования Красноярской агломерации (см. схему), сделали предложения по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия, выдвинули ряд инициатив по развитию комплекса Сибирского федерального университета.
Заключительный этап работы над схемой территориального планирования должен быть завершен совсем скоро — в конце 2009 г. В целом она будет представлять собой основу для создания либо актуализации существующих генпланов городов и схем территориального планирования районов — членов Красноярской агломерации.
Интересно, что разработка системы территориального планирования Красноярской агломерации дала возможность выявить недостатки города, который является ее центром. Гипрогор сделал вывод, что в нынешнем состоянии Красноярск не может претендовать на заявленную в стратегии миссию — современный многофункциональный центр с развитой научно-инновационной и внедренческой деятельностью, с элементами мирового города.
Чтобы преодолеть сложившиеся противоречия, Красноярску предстоит решить ряд сложных задач, которые будут детализированы в генеральном плане города. Прежде всего речь идет о расширении зоны экологического благополучия (освобождении города от производственных объектов, запрете на размещение новых производств высоких классов санитарной вредности, использовании экологически чистых технологий, совершенствовании водоснабжения и водоотведения).
Трансформация агломерации, по оценке гендиректора Гипрогора Михаила Грудинина, представляет собой длительный процесс, который может продолжаться десятилетиями.
Предложения по развитию Красноярской агломерации предполагают не конкретные временные этапы в пределах проектного срока, а базовые принципиальные положения по пространственной организации территории. Основой же ее развития должен стать отход от существующих моделей работы и замена их на новые, экономически, социально, экологически отвечающие Стратегии агломерации.
Кстати, за рубежом уже существует опыт создания агломераций несколькими небольшими городами. Так, во Франции формируются новые агломерации, объединяющие города с населением 60 000—100 000 человек. Они преследуют две основные цели: организовать развитие пригородов агломераций и создать объединения, предоставляющие жилье, работу и отдых.
Например, район Валь-Мобюз имеет шесть небольших городов-коммун с общей численностью около 85 000 человек: Шамп-сюр-Марн (20 000), Круассен-Вобур (2000), Этрэивиль (6000), Лоно (12 000), Нуазьель (16 000), Торен (18 000). Для управления развитием, строительством и функционированием агломерации образован синдикат, объединяющий все коммуны.