Финансовый кризис сделал актуальной задачу модернизации экономики во всех российских регионах, перевода ее на инновационные рельсы развития. Для достижения этой цели Омская область разработала четкую программу, в которой не последнее место занимает реализация инфраструктурных проектов. Два из них — строительство международного аэропорта Омск — Федоровка и возведение гидроузла — включены в программу подготовки празднования трехсотлетия города Омска, утвержденную Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ.
«Значение этих двух инфраструктурных проектов для будущего региона трудно переоценить, — говорит губернатор Омской области Леонид Полежаев. — Например, действующий аэропорт Омск — Федоровка по техническим причинам не может принимать большегрузные самолеты. Не имея возможности обслуживать эти грузопотоки, регион ежегодно теряет миллионы рублей. Но что самое главное — аэропорт в центре города сдерживает развитие областного центра и представляет угрозу безопасности его жителям. Таким образом, строительство современного международного аэропорта Омск — Федоровка и развитие связанного с ним мультимодального транспортного узла позволит решить нам сразу несколько проблем и положительно отразится на темпах экономического развития».
Еще один инфраструктурный проект, который активно продвигает глава региона, — строительство низконапорной плотины. Проектирование объекта завершится в декабре 2009 г. Плотина жизненно необходима не только Омскому Прииртышью, но и северным регионам России — Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, куда ежегодно отправляются грузы в рамках северного завоза. Дело в том, что на протяжении последних лет некогда полноводная река Иртыш стремительно мелеет. Она протекает по территориям трех государств — Китая, Казахстана и России. И при этом наши соседи находятся вверху по течению и ежегодно наращивают объемы водопотребления. В Омске на регулярной основе функционирует рабочая группа российско-казахстанской комиссии по Иртышу, где обсуждаются конкретные проблемы рационального использования ресурсов реки. Задача состоит в том, чтобы в самое ближайшее время подключить к этому диалогу и Китай. Об этом заявил в Оренбурге на недавней встрече с Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым Президент РФ Дмитрий Медведев:
«По сохранению и восстановлению рек (имеется в виду Черный Иртыш, Тобол и Урал) ситуация действительно непростая. Мы обязаны этим заниматься, имея в виду нашу общую ответственность перед будущими поколениями. Поэтому нужно подумать о совместных программах. Но при этом мы, конечно, должны привлекать к работе и наших соседей, которые несут солидарную ответственность с нами за экологическую обстановку».
Строительство низконапорной плотины гарантирует миллионному городу те объемы потребления, которые действительно необходимы, и позволит поддержать судоходство. При этом гидроузел — сложнейшее гидротехническое сооружение. Сложность проекта состоит уже в том, что около 20 последних лет в России подобные объекты не строились.
«Хотел бы напомнить, что Иртыш формируется в значительной мере на китайской территории, — говорит эксперт Института «Гидропроект», доктор технических наук Александр Асарин. — Есть стародавние планы забора из Черного Иртыша большого количества воды. Я помню переписку 50-летней давности. Сегодня это стало реальностью: проект активно реализуется китайской стороной. При этом и территория Казахстана тоже водоемкая. Вы знаете, что из Иртыша подается вода в промышленный центр, в зону огромных ресурсов Казахстана — в Экибастуз, Караганду и далее. Таким образом, омский гидроузел жизненно необходим нескольким регионам России, нашим согражданам, которые проживают ниже по руслу реки Иртыш, от границы Казахстана. Я уверен в успехе этого проекта, ведь, насколько я знаю, губернатор Омской области по образованию гидростроитель. Он был одним из создателей канала Иртыш — Караганда».
Гарантировав судоходство, обустроив современные воздушные ворота, Омский регион сможет существенно увеличить объемы грузов, перевозимых по территории области. В регионе уже активно осуществляются грузоперевозки по автомобильной и железной дорогам, значит, появляются условия для формирования крупного мультимодального транспортного узла на границе России и Казахстана. Надо помнить, что свои логистические узлы строят в Тюмени, Новосибирске, Екатеринбурге. Но конкуренции можно и избежать, если, как считают специалисты, рассмотреть вопрос кооперации и с учетом специфики каждого региона объединить логистические сети в одну взаимоувязанную систему. К слову, без этого будет проблематично в полной мере организовать логистический сервис на уровне международных стандартов, применяя самые современные технологии.
Комментарий эксперта
Татьяна Прокофьева,
доктор экономических наук,
главный научный сотрудник
отдела инновационной логистики ОАО «ИТКОР»,
профессор ГУ–ВШЭ:
«Омский транспортный узел имеет значительные геоэкономические преимущества с учетом его географического положения. Ведь он фактически расположен первым на Транссибе на пути колоссального потока грузов из Западного Китая через Казахстан в Европейскую часть России и далее в Западную Европу. Следует отметить, что именно от Омска пролегает кратчайший маршрут через Павлодар и Семипалатинск до станции Достык (Казахстан) и погранперехода в Западный Китай (Алашанькоу). Для реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала в Омском транспортном узле наряду со строительством нового аэропорта и сооружением гидроузла в Прииртышье потребуется создание мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ), соответствующего международным стандартам. При этом надо изначально ставить задачу шире: не только развивать Омский транспортный узел и логистическую инфраструктуру в нем, а поэтапно формировать региональный транспортно-логистический кластер. Эта концепция позволит на базе новейших инновационных технологий объединить передовое промышленное, сельскохозяйственное производство, все новое, что есть в науке с транспортными и логистическими технологиями. Для Омска, у которого есть серьезные наработки в области высокого машиностроения, сельхозпроизводства, информатики, целесообразно создание индустриально-логистических парков. Сроки окупаемости проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры достаточно велики, и здесь как раз показано применение механизма государственно-частного партнерства, опыт использования которого уже есть у Омской области. Это прибыльный бизнес, который может давать колоссальную отдачу в виде не только прямого, но и так называемого мультипликативного эффекта».