Туроператоры в области въездного туризма инициировали кампанию за резкое снижение тарифов страхования для компаний, занимающихся приемом иностранцев на территории России.
Итак, вновь затронут вопрос о согласовании с Росстрахнадзором новых страховых тарифов, рекомендованных Всероссийским союзом страховщиков (BCC) для туроператоров.
Обязательное оформление финансовых гарантий туроператоров было введено более двух с половиной лет назад, и все это время туроператоры, занимающиеся въездным туризмом, платили за банковскую страховую гарантию по тарифу, который в 2007 г. ВСС установил, а Росстрахнадзор согласовал из расчета 2,4% страховой суммы (10 млн руб.) с минимальным поправочным коэффициентом 0,96. Точно по такому же тарифу страховались и риски туроператоров в области выездного туризма. Сейчас речь идет о согласовании ВСС с Федеральной службой страхового надзора (ФССН) новых тарифов, и туроператоры опять подняли вопрос о дифференциации страховых тарифов для компаний, занимающихся разными видами туризма.
Согласно опросу, проведенному 12 и 14 октября на заседаниях правления и регионального совета РСТ в Санкт-Петербурге и среди членов Комиссии по въездному туризму Северо-Западного отделения РСТ, случаев выплат по страховым полисам, приобретенным туроператорами в области въездного туризма, за все два с половиной года зафиксировано не было. На вопросы анкеты ответили более 100 представителей туристических компаний, ассоциаций и региональных органов управления туризмом из Санкт-Петербурга, Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской, Тверской областей, Красноярского, Приморского, Хабаровского и Ставропольского краев, республик Бурятия и Удмуртия. Все как один сообщили, что им о подобных случаях неизвестно. Действительно, даже если в поездке что-то происходило не так, иностранный турист не может получить выплату с российского турагентства по причине, что договор на обслуживание, согласно которому он мог бы предъявить в суде претензии «о ненадлежащем исполнении или неисполнении договора о реализации турпродукта», у него заключен с отправляющей туристической фирмой в своей стране, для которой российская туристическая компания является контрагентом. Оформление финансовых гарантий в области въездного туризма, утверждают в РСТ, превратилось в фикцию.
История с банкротством туристической компании «Детур» и миллионными выплатами пострадавшим (всем все равно не хватило) прошлым летом была у всех на слуху. Статистику же по въездному туризму, утверждают туроператоры, страховщики сознательно не озвучивают.
Наша страна обладает значительным, но мало востребованным потенциалом в области въездного туризма. Число иностранцев, посещающих то же Золотое кольцо России, могло быть в несколько раз больше, если сопутствующая инфраструктура была бы устроена лучше. Это относится и к дорогам, состояние которых стало притчей во языцах, и к гостиницам, и к рекламе российских красот за рубежом. Однако пока все так, как оно есть, и дефицит платежного баланса страны по статье «поездки» достигает 10 млрд долл. В этой ситуации фирмы, занимающиеся въездным туризмом, рассчитывают получать поддержку государства. В конечном счете глобальный проект по трате государственных денег «Сочи-2014» имеет целью повышение туристической привлекательности страны в глазах иностранцев.
Черноморское побережье по природным данным не хуже французской Ривьеры, а древнерусские соборы и храмы обладают исключительным своеобразием и художественными достоинствами.
На словах согласно Закону «Об основах туристской деятельности» въездной туризм пользуется «приоритетной поддержкой государства». На практике, однако, он держится, особенно в регионах, на некрупных фирмах, для которых выплаты страховщикам по тарифам, рассчитанным исходя из реальных рисков выездного туризма, заметная дополнительная нагрузка. Причем тяжелая, поскольку она угнетает своей бессмысленностью, по выражению самих туроператоров.
Страховщики, понятно, не заинтересованы терять доходы. Но, по словам экспертов, размеры этих доходов не столь велики, чтобы организовывать серьезное и дорогостоящее сопротивление пиар-атаке туроператоров. Так что шансы победить у последних есть.