В ноябре Госдума планирует рассмотреть в первом чтении проект федерального закона «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установил правовые основы экономических отношений потребителей электрической и тепловой энергии. Предлагаемый законопроект является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения. Закон об электроэнергетике со дня его вступления в силу в полном объеме (это произойдет к 2011 г.) предусматривает прекращение действия Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
Законопроект определяет функции органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения. Устанавливаются виды тарифов, подлежащие регулированию, сроки их действия, способы установления и порядок отмены. Так, государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии и по организации коммерческого учета тепловой энергии, а также плата за поддержание резервной мощности. Тарифы утверждаются на срок не менее одного года и могут дифференцироваться по группам потребителей и видам теплоносителей. Тарифы отменяются исполнительным органом субъекта РФ в области регулирования тарифов по предложению органа местного самоуправления с согласия федерального антимонопольного органа (ФАС России). Решение об отмене принимается по результатам открытых слушаний.
Подключение к системам теплоснабжения осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством за плату, если соглашением между потребителем и теплоснабжающей организацией не установлено иное.
Потребление тепловой энергии возможно на основании договора теплоснабжения, существенные условия которого утверждаются Правительством РФ. Подача тепловой энергии производится на основании договора оказания услуг по ее передаче, который предусматривает способы распределения потерь тепловой энергии между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета, порядок обеспечения доступа к тепловым сетям и приборам учета, а также график ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии. Услуги по передаче тепловой энергии оплачиваются исходя из мощности потребителей или по типовым ставкам, рассчитываемым исходя из диаметра и длины тепловых сетей.
Законопроект регулирует порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии. Подача тепловой энергии приостанавливается на 14 дней в случае неоплаты или неполной оплаты тепловой энергии в течение более одного месяца с предварительным уведомлением потребителя за десять дней до введения ограничения. В случае непогашения задолженности в срок, указанный в уведомлении, подача тепловой энергии прекращается. При нарушении порядка ограничения и прекращении подачи тепловой энергии теплоснабжающая организация возмещает потребителю убытки.
Подача тепловой энергии осуществляется теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являющимися членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере теплоснабжения и имеющими свидетельство о допуске к работам, обеспечивающими работоспособность систем теплоснабжения.
Законопроект устанавливает порядок вступления в члены СРО и получения свидетельства о допуске. Решение о приеме в члены СРО принимается в течение 30 дней со дня подачи кандидатом полного пакета документов, в частности заявления и документов, подтверждающих госрегистрацию организации (индивидуального предпринимателя) и соответствие требованиям для выдачи свидетельства о допуске. Иначе кандидату откажут в приеме.
Свидетельство о допуске выдается бесплатно на неопределенный срок и не ограничено территорией действия. Требования для получения свидетельства СРО будут устанавливать для каждого вида работ. Например, требование о наличии в штате работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и требование о проведении повышения квалификации работников не реже чем один раз в пять лет.
В связи с введением обязательного членства в СРО планируется отменить лицензирование теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
(Проекты № 177427-5 и 177431-5)