На последнем в прошлом году заседании Правительства РФ министр экономического развития Герман ГРЕФ презентовал новый вариант среднесрочной программы развития страны. Какие сюрпризы ждут россиян в ближайшие три года и куда будет направлен наш бизнес-флюгер, попытаемся разобраться.
Цели
Начнем с того, что в качестве стратегических целей своей работы правительство определило повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе экономического роста. Что абсолютно логично, ведь только, по официальным данным, за чертой бедности сейчас находится около 20% россиян, а по неофициальным — эта цифра давно перевалила за 30%. Страна по объемам промышленного производства до сих пор не вышла на докризисный уровень 1990 года. И это в первую очередь сказывается на качестве жизни и социальном благополучии населения.
Итак, ориентиры движения понятны всем, а как обстоят дела на практике?
Критерии контроля
Во-первых, в качестве главного индикатора, определяющего успешность предпринимаемых усилий правительства, установлено удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) за 10 лет (точкой отсчета здесь, видимо, является 2004 год — начало работы нынешнего экономического блока, а подведение итогов соответственно отложено на 2014 г.).
Кроме того, ставка сделана на повышение конкурентоспособности конкретного человека, государственных институтов (чиновничьего аппарата) и бизнеса. Отсюда выстраиваются и три направления преобразований:
1) повышение качества социальных функций государства путем реформирования образования и здравоохранения;
2) административная и институциональная реформы;
3) максимально полный вывод экономического сектора из государственного регулирования, то есть дальнейшая приватизация российских предприятий.
Прогнозируемые результаты реформ
-
Сокращение числа граждан, живущих ниже уровня бедности с 17% в 2004 г. до 10 к 2010-му
-
Все дети 5—6 лет из малоимущих семей получат доступ к дошкольному образованию
-
Снижение в выручке доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров с 8,5% (в 2004 г., по данным ВЦИОМ) до 5 к 2008 г. и до 3% — к 2010 г.
-
К 2009 г. более чем в 10 раз должно увеличиться число предоставляемых образовательных кредитов
-
К 2010 г. стоимость закупаемых государством товаров снизится на 15—20%, что даст экономию до 120—160 млрд руб. в ценах 2005 г.
-
Затраты бизнеса на лицензирование сократятся на 650 млн руб. в год, а с учетом прохождения экспертиз эффект увеличивается в 5—7 раз
Источник: МЭРТ
К сведению
Макроэкономическая стабильность будет достигнута за счет:
Источник: МЭРТ
Деловой климат
Поддержание макроэкономической стабильности путем стерилизации поступающих в страну нефтедолларов в ближайшее время будет продолжено, так как исходя из логики правительства «в условиях крайне низкой предсказуемости колебаний цен на продукцию топливно-энергетического сектора бюджетная экспансия была бы весьма опасной, повышая риски как для власти, так и для инвесторов».
В этом есть зерно истины, ведь если государство провозглашает курс на развитие частной инициативы и предпринимательства, то не стоит увеличивать государственный сектор, закачивая туда финансовые средства. Наоборот, необходимо создавать благоприятные условия не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. В связи с этим в Программе упоминается даже использование социальной рекламы, способствующей предпринимательству. Но без повышения доступности кредитных ресурсов и снижения рисков малого бизнеса каши не сваришь и дом не построишь.
Что предлагает правительство?
Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса должны стать следующие механизмы:
●Концессионные соглашения в части осуществления бизнес-проектов в сферах, где доминирующим собственником является государство — производственная и транспортная инфраструктура (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов), ЖКХ.
●Инвестиционный фонд.
●Государственный институт развития, в том числе банки развития для финансирования долгосрочных инвестиций. В международной практике до 10% вложений в основной капитал осуществляется за счет национальных банков развития путем предоставления гарантий по долгосрочным кредитам коммерческих банков. Кроме того, с их помощью должны осуществляться социальные проекты в области образования и здравоохранения.
●Венчурные фонды, финансирующие высокотехнологичные и наукоемкие проекты с высокими рисками.
●Государственное софинансированиелизинговых компаний.
●Особые экономические зоны(ОЭЗ), формирующие региональную промышленную инфраструктуру и способствующие расширению обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производству новых видов продукции.
Очевидно, что возникшее изобилие бюджетных ресурсов предполагается направить в частный сектор под чутким руководством государства, так как для их привлечения бизнесу необходимо будет пройти сложные процедуры проверки и отбора проектов.
Человеческий потенциал
Для того чтобы осуществить задуманное, необходимо обладать, помимо финансовых, еще и трудовыми ресурсами. С этим у нас далеко не все в порядке. Так, средняя продолжительность жизни граждан в России на 10—12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой, смертность населения с 1993 по 2003 г. увеличилась на 13%. Общий коэффициент рождаемости сократился с 23,2 (родившихся на тысячу человек населения) в 1960 г. до 8,3 в 1999-м, а коэффициент смертности, напротив, увеличился с 7,4 в 1960 г. до 16,4 в 2003-м. За последние 40 лет численность пенсионеров увеличилась с 11,8% в 1959 г. до 20,3 в 2004-м, что привело к росту демографической нагрузки на работающую часть населения.
Выход из ситуации правительство видит в либерализации миграционной политики за счет привлечения квалифицированных специалистов из СНГ, не требующих больших затрат на адаптацию.
Кроме того, реформа образования и здравоохранения, предусматривающая переход от сметного механизма финансирования к нормативно-подушевому, также, по мнению правительства, приведет к улучшению качества оказываемых населению услуг.
Помимо всего прочего, грядет реформа системы социальной защиты населения. Вот что об этом сказано в среднесрочной программе: «Учитывая низкую эффективность подавляющего большинства действующих социальных программ с точки зрения сокращения бедности, в 2006 г. представляется нецелесообразным увеличение в реальном выражении расходов на их финансирование. Основные усилия должны быть направлены на реорганизацию органов соцзащиты». Действительно, в условиях, когда все соцобеспечение передано на региональный и местный уровни, при отсутствии средств на его финансирование лучшей поддержки населения просто не придумаешь.
В течение трех лет правительство пообещало повысить зарплату бюджетников в 1,5 раза. Много это или мало, судите сами: в 2005 г. цены на ЖКХ выросли на 32,7%, на бензин — на 15,8, в текущем году жилищно-коммунальные услуги поднимутся в цене на 20—24%.
Для избежания негативных последствий такой политики предлагается избавиться от обременительной нагрузки, переведя часть бюджетных учреждений в другие организационно-правовые формы, тем самым сняв с себя обязательства. К примеру, муниципальную школу можно преобразовать в некоммерческую общественную организацию с привлечением спонсорской помощи родителей.
Также в бюджетном секторе планируется отменить единую тарифную сетку, перейдя на отраслевые системы оплаты труда, устанавливаемые на федеральном уровне.
Все намеченные преобразования согласуются с главной задачей правительства по сокращению бюджетных расходов и выводу государственных услуг на рыночные рельсы.
В качестве заключения хочется отметить четкую позицию Министерства экономического развития по выстраиванию либеральной модели экономики путем уменьшения доли госсектора и создания благоприятных инвестиционных условий для притока частного капитала. Вот только социальную сферу в результате реформ никак не удается стабилизировать, хотя она и лежит в основе стратегического планирования.
Это интересно
Для уменьшения госсектора предполагается:
Источник: МЭРТ
Кстати
Высокие темпы инфляции обусловлены:
Источник: МЭРТ