Бывший и. о. премьер-министра России и сторонник «шоковой терапии», а ныне директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар предрекает кризис в финансово-кредитной сфере и новые мини-дефолты.
В первую очередь опасности связаны с процессом выделения государственными банками крупных кредитов государственным же компаниям. Он полагает, что в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего на рынке энергоносителей, неминуемо последует ухудшение положения дел в банковском секторе. Первыми жертвами падения цен на вывозимое из страны сырье станут предприятия-заемщики, преимущественно являющиеся экспортерами. А вслед за собой они «потянут» и кредитные учреждения.
Интересно, что один из основных рисков, который очень активно обсуждается в прессе и среди банковского сообщества, — приход иностранных банков и связанный с этим рост конкуренции — Егор Гайдар не склонен оценивать как нечто страшное. Напротив, приход на российский рынок кредитования физических лиц такого крупного игрока, как Citibank, он считает положительным фактом, поскольку может привести к улучшению качества обслуживания «частников».
В целом экс-премьер полагает, что 2006 год не станет периодом катастрофических перемен в нашей экономике. Однако он не преминул указать на излишнюю зависимость российского благополучия от динамики цен на нефть и газ, заявив, что во избежание повторения финансового кризиса 1997—1998 годов российская экономика должна иметь «план боевого применения». Правда, в ближайшее время, по словам Гайдара, накопленный «жирок» позволит пережить возможные неприятности и до 2008 года ожидать потрясений не стоит. А вот в дальнейшем вполне вероятны треволнения: в 2009—2010 годах нужно быть готовым ко всему. Естественно, при условии падения цен на главный энергоноситель.
Е. Гайдар полагает, что еще в 2001 году российской экономике было бы несложно пережить падение цен до 20 дол./бар. Однако сейчас система бюджетных отношений организована таким образом, что снижение котировок уже до 25 дол. может привести к проблемам в платежном балансе страны. Экс-глава правительства отметил, что цена отсечения в размере 20 дол./бар. является более обоснованной, чем нынешняя, — 27 дол./бар. В качестве примера эффективного формирования Стабфонда экс-премьер привел норвежский опыт и заметил, что накопленные средства нужно использовать для «развития будущих поколений» и на пенсионную реформу.