Научный мир живо откликнулся на публикацию «Проектное удвоение ВВП, или Как построить «всероссийскую вертикаль проектов» («ЭЖ» № 51 за 2005 г.) о подходах к выработке национальных приоритетов и возможностях их реализации разными методами. Первый отклик открывает новые горизонты в публичном обсуждении приоритетных направлений в социально-экономической политике государства, а именно потенциал разных форм операционных систем управления.
Дискуссия о «всероссийской вертикали проектов», которую «ЭЖ» открыла на своих страницах, очень своевременна и безусловно заслуживает содержательного углубления.
Весомым подтверждением ее актуальности служат слова Президента Владимира Путина на последнем заседании Совета безопасности, посвященном роли России в обеспечении международной энергетической безопасности: «Заявка на лидерство в мировой энергетике — это амбициозная задача. …Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, в новых технологиях. …Столь масштабная задача станет серьезным катализатором модернизации и качественного подъема всей экономики Российской Федерации».
Чтобы российское «законодательство мод» в мировой энергетике вновь стало реальностью, «всероссийская вертикаль проектов» должна обеспечить мировое «законодательство мод» в управленческих стандартах.
Кто должен или кто может?
Хотя с момента объявления национальных проектов прошло всего несколько месяцев, но уже совершенно определенно обозначилось узкое место в их реализации — критическая связка «центр — регионы». Многие местные главы затрудняются ответить на вопрос о роли своих регионов в реализации этих масштабных проектов. Даже самые лояльные из них выражают сомнения.
«Самое главное, на мой взгляд, — не допустить, чтобы национальные проекты провалились в регионах», — отметила, в частности, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на совещании первого заместителя председателя российского правительства Дмитрия Медведева с главами субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ.
— отметила, в частности, губернатор Санкт-Петербурга на совещании первого заместителя председателя российского правительства Дмитрия Медведева с главами субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ.Налицо проблема современной единой операционной системы управления проектами, преодолевающей как ведомственные, так и географические барьеры.
В этой связи уместно вспомнить американский опыт системы PATTERN (США), использованной для выделения целей нации и классификации важнейших научно-технических проблем, решение которых необходимо для достижения страной намеченных ориентиров. Она была разработана в 60-х годах известной фирмой Hanivel, которая фактически выполнила роль нашего Госплана и сумела составить эффективное «дерево целей страны». Эти цели были конкретизированы для постановки и решения более 2500 научно-технических проблем. Разработка частной фирмы была одобрена министерством обороны США и принята для формирования научно-технической политики страны.
В 70-е годы советские разработчики аналогичных систем вышли на качественно более высокий уровень по сравнению с американцами, однако советский Госплан в период потока шальных нефтедолларов оставил эти разработки невостребованными.
Различная судьба советских и американских разработок в области систем управления чрезвычайно поучительна для будущего нынешних национальных проектов, поскольку вопрос уже не в том, быть или не быть государственному регулированию.
Дилемма «государственники — либералы» безнадежно устарела. Опыт Запада и Китая однозначно утверждает: госуправлению быть. Вопрос в другом: кто может реально его осуществлять в современной экономике знаний, в которой нематериальные активы становятся важнее материальных?
Американская частная фирма не по долгу службы, а по способности мыслить в масштабах всей страны и целого мира сумела выстроить инструмент государственного регулирования. Напротив, советский Госплан, несмотря на служебный долг мыслить масштабно, не сумел задействовать более совершенный инструмент отечественных разработчиков.
С этой точки зрения «всероссийская вертикаль проектов» — общественный институт, в котором консолидируются те, «кто могут», а не те, «кто должен». В ней выстраивается иерархия не статическая чиновно-должностная, а мобильная проектно-ориентированная, адекватная экономике знаний.
Очевидно, построение «всероссийской вертикали проектов» не сводится лишь к административной организации проектных советов окружного, губернского, городского уровней. Напротив, проектные советы должны создаться как узлы единой операционной системы управления современного типа.
Элементы операционной системы управления (ОСУ)
Нам нужен управленческий АК
Знаменитый автомат Калашникова (АК) надолго вошел в лидеры мировых стандартов стрелкового оружия и стал одним из главных российских брендов. Нынешние западные стандарты «управления проектами» не дотягивают до уровня управленческого АК. Они опираются на традиционные логистические представления, в то время как вызовы времени требуют «социологистических» понятий. Нужен социальный стандарт предпринимательских проектов, который будет учитывать то, что за каждым используемым ресурсом стоит его собственник. Российский шанс в том, чтобы реализовать «социологистическое» поколение стандартов управления. Отечественные разработчики уже имеют серьезные заделы, которые предстоит «расчехлить» и предъявить миру.
Последний период смены господства этих звеньев хорошо проявился в XX веке.
Начинался он с эпохи массового производства, символом которого стал Генри Форд, производивший «автомобили любого цвета, лишь бы они были черные».
Затем лет тридцать господствовала торговля, открывшая эру маркетинга и породившая пресловутое «общество потребления».
Наконец, в последние десятилетия XX века на авансцену мировой экономики вышла финансовая элита.
Аналогично можно проследить эволюцию трех звеньев ОСУ в СССР, а затем и в постсоветской России.
Не вдаваясь более в историю, можно констатировать, что сегодня самое слабое звено в российской экономике — финансовое, тормозящее развитие производственного звена.
Парадокс ситуации в том, что именно в Советском Союзе в рамках Совета экономической взаимопомощи была создана первая в мире коллективная валюта — инвалютный (переводной) рубль. На основе этого опыта появились специальные права заимствования как официальное платежное средство Международного валютного фонда, а позднее европейская единая валюта — евро.
Сегодня в Международном конгрессе промышленников и предпринимателей реализуется долгосрочная программа «Восток — Запад: интеграция и развитие». Она подразумевает интеграцию ресурсов в разработку новых проектных стандартов и их совместное развитие и продвижение через площадку конгресса. В ней принимают участие представители более 30 стран Евразии — участниц МКПП.
Сердцевиной нового проектного стандарта являются стандарты деятельности банков. Роль их резко повышается в осуществлении новых финансовых технологий, позволяющих реализовать проектный подход. Фактически мы стоим перед необходимостью создания банков нового типа, которые станут остовом новой операционной системы управления народным хозяйством.