Просроченную дебиторскую задолженность следует списывать сразу после истечения срока исковой давности. Такой вывод налоговиков ВАС РФ поддержал в Определении от 12.10.2009 № ВАС-12693/09.
В ходе проверки налоговики установили необоснованное включение обществом во внереализационные расходы 2004—2006 гг. дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек в более ранние периоды. Инспекция вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности.
Общество оспорило это решение в суде, указав в исковом заявлении, что законодательство предусматривает лишь момент приобретения права на списание дебиторской задолженности (а не обязанность) — по истечении трех лет с момента возникновения обязательства по оплате (ст. 169 ГК РФ). Предельный срок для списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, нигде не установлен.
Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Но апелляционный и кассационный суды заняли фискальную позицию, проанализировав ст. 247, 252, 265, 266 НК РФ, ст. 195, 196 ГК РФ, п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Суды указали, что оснований для списания дебиторской задолженности всего два: истечение срока исковой давности либо нереальность долга для взыскания. Проведение инвентаризации и издание руководителем приказа о списании относятся к порядку списания задолженности. Такие действия могут быть совершены только при наличии установленных законом оснований для списания долга (в частности, истечение срока исковой давности). Иное толкование позволяет организациям произвольно и неограниченно выбирать налоговый период для применения названного расхода, хотя в ст. 272 НК РФ установлено общее правило признания расходов в том периоде, к которому они относятся.
Безнадежные долги, признаваемые таковыми согласно ст. 266 НК РФ, списываются в состав внереализационных расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они признаны безнадежными, то есть когда у налогоплательщика появилось право на списание. В пользу такого вывода свидетельствует установленные законом предельный срок хранения документов и срок проведения налоговой проверки.
Исходя из совокупности перечисленных норм, налогоплательщик должен отнести суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, к внереализационным расходам конкретного налогового периода (в котором истек срок исковой давности, а не произвольно выбранного).
ВАС РФ при проверке выводов судов не нашел неправильного применения ими правовых норм и не стал передавать дело в президиум.