Требования, возникшие из обязательств, в период наблюдения должника перестают считаться текущими на следующей стадии процедуры банкротства и подлежат включению в реестр в полном объеме. К такому решению пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.10.2009 № 5459/09.
Между банком и организацией заключен договор кредитной линии, которой организация фактически воспользовалась: банк на счет организации перечислил более 4,5 млн руб. Договор заключен до введения в организации процедуры наблюдения на условиях уплаты процентов за пользование суммой кредита и предоставления права банку на досрочное истребование уплаты задолженности, если будут нарушены сроки уплаты по кредитному договору. В обеспечение возврата кредита стороны заключили договор залога имущества организации.
В период действия кредитного договора в организации введена процедура наблюдения, в течение которой платежи в счет кредитного договора стали поступать несвоевременно. Это послужило основанием для предъявления банком в адрес организации требования о досрочном возврате всей суммы кредита с уплатой процентов и штрафных санкций. Через несколько месяцев организация была признана банкротом. Банк обратился в суд с заявлением установить и включить в реестр требования банка на сумму долга.
Суд первой инстанции удовлетворил иск банка и включил его требования в реестр третьей очереди как обеспеченные залогом. Апелляционная и кассационная инстанции отказали банку, мотивировав отказ тем, что заявленные требования являются текущими.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, согласился с решением суда первой инстанции и удовлетворил иск банка, посчитав его требования подлежащими включению в реестр.
Высший арбитражный суд РФ отметил, что в данном случае срок исполнения обязательства по кредитному договору, заключенному до возбуждения дела о банкротстве, наступил в период процедуры наблюдения, для которой эти платежи являлись текущими.
Согласно п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“» после введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения указанной процедуры, не считаются текущими.
Применительно к данному делу это означает, что после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства требования банка о возврате задолженности по кредитному договору утратили статус текущих и относятся к требованиям, подлежащим включению в реестр.
Таким образом, имея кредиторскую задолженность, важно отслеживать судьбу должника и условия исполнения договоренностей, чтобы вовремя заявлять требования о ее возврате, так как задолженность может остаться текущей на стадии объявления должника банкротом и включить ее в реестр требований на этой стадии не удастся. Признаки, позволяющие разграничить требования на текущие и подлежащие включению в реестр, подробно изложены в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63.
Если задолженность будет иметь характер текущей, взыскать ее можно в исковом порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (ст. 5 и п. 1 ст. 126 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). На это не раз указывал ВАС РФ, разрешая подобные споры (определения от 27.01.2009 № 51/09, от 19.02.2009 № 1031/09 и от 23.04.2009 № 5051/09).
В договор целесообразно включать условие о праве кредитора на досрочное взыскание предоставленных должнику средств и причитающихся процентов при возбуждении в отношении него процедуры банкротства. При таком условии требования перестают носить характер текущих платежей, если кредитор заявит о досрочном возврате и в ситуации, когда договорные условия не будут нарушены.