Во время кризиса роль государства в решении проблем предприятий существенно увеличилась. Вместе с тем назрела необходимость принятия закона о лоббизме, призванного сделать прозрачной деятельность по продвижению интересов бизнеса в органах власти. Об этом говорили участники первой международной конференции «GR-конгресс 2009: эффективный диалог бизнеса и власти».
Законопроект о лоббизме готовится в правительстве.
По словам Олега Румянцева, управляющего партнера консалтингового агентства «Румянцев и партнеры», в проекте документа предусмотрено, что лоббистские организации должны будут иметь форму юридического партнерства, регистрироваться в одном из государственных ведомств (вероятно, Минюсте России) и публиковать информацию о том, на кого они работают. Сферой легальной деятельности таких партнерств станут органы представительной и законодательной власти, за незаконную лоббистскую деятельность GR-специалисты будут нести ответственность.
Эксперты полагают, что законопроект имеет существенные недоработки и вряд ли сможет запустить систему государственного регулирования лоббистской деятельности. «В отличие от США, где конгресс играет действительно колоссальную роль в формировании общественно-хозяйственных интересов, в Европе законопроекты инициируется в правительстве. В парламентах господствует дисциплина партии, и партии правительственного большинства автоматически поддерживают законы правительства. Так же происходит и в России», — отметил О. Румянцев. Он уверен, что в законопроекте нужно указать, что лоббизм должен осуществляться не только в органах представительной и законодательной власти, но и при работе с должностными лицами исполнительности власти.
Еще одна причина, которая может помешать госрегулированию лоббизма: российская GR-индустрия имеет слишком размытые границы.
«Лоббизм — не только коммуникация с чиновниками, это еще и технологии организации массовых акций, экспертный формат, медийные компании», — отметил Евгений Минченко, президент холдинга «New Image-МИПЭ (Международный институт политической экспертизы)». По его мнению, российским чиновникам будет сложно разобраться с терминологией.
Кроме того, эксперты сомневаются, что в современных условиях закон о лоббизме сможет решить свою главную задачу — минимизировать риски пробивания неэффективных или вредных проектов, возникающих при непрозрачном лоббировании.
В качестве примеров нецивилизованного государственного лоббирования О. Румянцев привел законопроекты о повороте рек, облесении, выделении многомиллиардных субсидий государственным корпорациям, выведении государственных корпораций из-под контроля парламента и даже из-под контроля правительства.
Закон о лоббизме уже несколько раз вносился на рассмотрение в Государственную Думу, но ни один из вариантов депутатами не был принят.