Министерство образования и науки впервые после пятнадцатилетнего перерыва подготовило доклад о национальной инновационной системе и инновационной политике России. Основная часть инновационной активности сейчас сосредоточена в крупных компаниях, которые производят большую часть ВВП. А средним и малым предприятиям мешает внедрять инновации отмена инвестиционных и инновационных льгот.
Число промышленных компаний, занимающихся инновациями в нашей стране, остается ограниченным. Инновационная активность концентрируется в относительно небольшом числе крупных предприятий и видов экономической деятельности.
В то же время утверждение, что инновационная активность в реальном секторе экономики очень низка, нуждается в уточнении. Несмотря на то что доля инновационно активных предприятий в промышленности составила всего 9,4%, именно такие компании произвели значительную часть российского ВВП.
Доля инновационно активных предприятий промышленности в выручке от продаж колеблется между 40 и 48%, а занятости — между 37 и 38,5%. Это означает, что экономический вес предприятий, являющихся инновационно активными, в России выше, чем принято считать. Инновационная активность растет с размером предприятия, достигая максимума в группе компаний с занятостью свыше 10 000 человек. Доля инновационно активных фирм в этой группе превышает 70%, а данные по доле инновационно активных компаний в выручке и занятости и того выше.
Вместе с тем крупные фирмы заметно уступают средним и малым по интенсивности инновационных процессов. Крупные предприятия демонстрируют несколько худшие показатели по доле новых для рынка товаров в общей инновационной продукции (12 и 14% соответственно) и, что особенно важно, почти вдвое уступают по доле инновационной продукции в выручке (10,9 и 20,8% соответственно).
В странах ЕС также отмечается разная степень инновационной активности крупных и малых фирм. Однако величина разрыва почти на порядок меньше: при среднем уровне инновационной активности в 42% разрыв между малыми и крупными фирмами по этому показателю составляет меньше 10%.
На инновационной активности предприятий, по мнению авторов доклада, сказались отмена в 2002 г. инвестиционных и инновационных налоговых льгот и введение некоторых стимулов в начале 2008 г.
В 2006 г. было законодательно разрешено относить на себестоимость расходы на исследования и разработки (ИиР) за два, а не три года, а также учитывать нерезультативные ИиР в полном объеме. В прошлом году вступил в силу закон, освобождающий от НДС расходы на ИиР, связанные с новой продукцией, и введены новые нормы ускоренной амортизации для оборудования, используемого в научно-технической деятельности. Однако составители доклада полагают, что пока новое регулирование не в полной мере отразилось на деятельности предприятий. В то же время отмена инвестиционных и инновационных льгот в предшествующий период продолжает оказывать понижающее действие на инновационную активность компаний.
С августа 2008 г. значительно ухудшились макроэкономические условия для инновационной деятельности. Реальный сектор хозяйства столкнулся с кризисом ликвидности, переходящим в платежный и общий экономический кризис.
Увеличились барьеры со стороны спроса и ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура. Учитывая, что в прошлом году около 13% затрат на инновации финансировалось с привлечением кредитов и займов, ухудшение доступа к кредитным ресурсам может сказаться на финансировании инновационной деятельности.
Между тем очевидны ограничения и со стороны макроэкономических условий: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, дефицит квалифицированных кадров, растущие барьеры к росту со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры.