Реализация антикризисных программ способствует началу стабилизации ситуации на рынке логистических услуг как для операторов, так и для их клиентов. Об этом говорили участники IV Международного форума «Логистика. Товародвижение. Снабжение».
Ситуация на рынке складской логистики в условиях кризиса характеризуется уменьшением объемов хранения и отгрузок, снижением размеров входящих и выходящих заказов, снижением арендных ставок при возросшем курсе валют. Наблюдается повсеместный простой складских площадей и усиление конкуренции складских операторов при снижении тарифов на их услуги (см. таблицу).
На рынке грузоперевозок также нестабильно. Продажи падают, баланс в прямых и обратных загрузках нарушается, задерживаются платежи, уменьшаются объемы кредитования, возрастает коррупция. У многих компаний нет средств даже на ремонт транспорта. Все это приводит к сокращению числа перевозчиков, ухудшению качества логистических услуг, росту безработицы.
Осложнили деятельность логистических компаний и пользователей их услуг изменения, связанные с кризисом, на рынке таможенных услуг. Намеченная реструктуризация таможни к началу кризиса не была завершена, что усугубило ситуацию и повлекло снижение профессионализма и ответственности таможенных органов перед бизнесом. Нарушились устоявшиеся связи при отсутствии преемственности в правоприменительной практике. В связи с этим выросла степень таможенных рисков и увеличилась их значимость для бизнеса всех участников ВЭД.
Антикризисные меры
Меры, предпринимаемые компаниями-грузовладельцами для стабилизации ситуации, мало чем отличаются от тех, которые используются в «мирное» время. В период кризиса принимать решения нужно оперативно.
Одним из наиболее важных инструментов в таких условиях является АВС-анализ. Он призван помочь оптимизировать ассортимент с целью увеличения оборотных средств.
Необходимо также пересмотреть нормативы планирования оборачиваемости и закупок, сократить цепь поставок, ликвидировав лишние звенья и страховые запасы.
Ревизии подвергаются и условия поставщиков логистических услуг, их сроки и цены.
При реализации антикризисных мер и сокращении затрат, по мнению Матвея Гулина, коммерческого директора компании «ЛИТЕР Терминал», очень важно не увольнять ключевых специалистов-логистов и воздержаться от смены проверенных поставщиков логистических услуг. Компаниям для снижения расходов целесообразно использовать опыт и возможности логистических компаний вплоть до размещения их сотрудников у себя в офисе. С экспедитором-подрядчиком нужно обговорить и зафиксировать размер доходности с заказа, сроки и условия отсрочек платежей. При этом необходимо помнить, что низкие цены поставщика логистических услуг не всегда ведут к снижению затрат на логистику, так как обычно утрачивается качество, что может привести к потере самого товара.
Полезно более тщательно контролировать реальное состояние дел у подрядчиков и проверять их с точки зрения своей налоговой и таможенной безопасности.
Снижению расходов на доставку грузов способствуют, например, такие варианты, как доставка точечных партий одной машиной в разные города или объединение с другими компаниями, поставляющими в те же регионы сходную продукцию, но другой номенклатуры.
При импортных поставках формирование целевой партии товаров в конкретный регион также способствует снижению расходов, что позволяет сократить издержки.
Сокращение трудозатрат
Для логистических операторов важно провести оптимизацию расходов на складские операции. Здесь также полезен АВС-анализ, но уже с целью сокращения трудозатрат. Необходимо оптимизировать зоны хранения и обработки грузов с учетом, в частности, высотности паллет, сократив внутрискладские перемещения, не добавляющие стоимости, а также сроки хранения брака и неликвидов.
Переход на дневной график работы позволит сократить затраты на оплату работы персонала в вечернее и ночное время.
Существенно снизить расходы на складскую логистику позволяет кросс-докинг — перемещение товара напрямую через склад без размещения на хранение. Часто кросс-докинг реализуется прямой перегрузкой товара с одного транспортного средства, или товароносителя, на другое. Из-за отсутствия зоны хранения грузов такая процедура позволяет снизить затраты при организации складских операций на 20–30% и значительно ускорить доставку товара конечному потребителю, что особенно важно при работе со скоропортящейся продукцией. При этом заметно уменьшаются потери.
Одна из самых затратных складских операций — штучная комплектация. Поэтому, считает М. Гулин, ее необходимо по возможности заменить отгрузкой в коробах, и не только из соображений снижения собственных затрат логистического оператора. Для многих клиентов стоимость штучной комплектации в кризис возрастает по сравнению с коробочной в среднем на 50%, что может помешать удержаться на рынке.
Однако, по мнению Валентины Дыбской, профессора ГУ-ВШЭ, д.э.н., логистический оператор обязан обеспечить любой уровень сервиса своим клиентам. Кризис должен заставить пересмотреть себестоимость логистических операций и, как следствие, тарифную сетку. Ведь в других странах, например во Франции, Голландии и Финляндии, стоимость этих услуг в среднем в полтора раза ниже.
Аренда складских помещений
Кризисная ситуация на рынке складской недвижимости позволила уменьшить расходы на аренду склада. Рынок насыщен свободными помещениями, полностью готовыми к въезду, что повлияло на снижение арендных ставок. Поэтому собственники помещений стараются к каждому клиенту подходить индивидуально. А у клиента появилась возможность или провести переговоры с арендодателем по изменению условий аренды, или сменить помещение на более дешевое.
У каждого варианта, по мнению Дмитрия Волкова, руководителя отдела консалтинга и оценки компании Praedium Oncor International, свои плюсы и минусы.
Так, переговоры с собственником предполагают минимальные инвестиции и экономию времени по сравнению с поиском нового помещения, а также низкий уровень рисков и возможность сохранения прежних приемлемых отношений. Однако, выбрав такой вариант оптимизации расходов на аренду, надо быть готовым к длительным переговорам, иметь четкую позицию и опыт.
Второй вариант — поиск и переезд в новое помещение, как правило более дешевое и менее качественное, — позволяет выбрать наиболее подходящее из множества пустующих помещений и сулит, возможно, больший уровень экономии, но чреват штрафными санкциями за досрочное расторжение договора аренды и потерями, связанными с инвестициями в оборудование и отделку помещений. К этому надо присовокупить затраты на переезд, трудности найма нового персонала и взаимодействия с контрагентами. Поэтому, прежде чем выбрать второй вариант, нужно разработать стратегию (см. схему).
Как показал опыт работы в кризисный период, к собственнику помещений можно обращаться, например, с предложением снижения арендной платы или ее реструктуризации, рассрочки оплаты или переходу на ежемесячный расчет. Можно попросить использовать израсходованный страховой депозит, компенсировать отделочные работы и затраты на оборудование, разрешить субаренду, увеличить арендные каникулы (в случае предварительного договора), а также уменьшить стоимость аренды паркинга, исключить расходы на дополнительные услуги, изменить срок договора аренды. Помимо ставки аренды можно получить массу значимых преференций, считает Д. Волков.
Наиболее острыми при переговорах являются вопросы арендной ставки, валюты договора и размера помещения.
Залог успеха в сотрудничестве
Баланс интересов логистических операторов и пользователей их услуг позволяет совместными усилиями преодолеть кризисные трудности. Наиболее приемлемым инструментом может быть партнерство, что предполагает взаимную адекватную реакцию на изменение потребностей другой стороны. При этом логистический оператор может взять на себя часть функций логистического отдела клиента.
Профессиональный оператор должен быть готов предоставить клиенту свои процессы.
Совместная работа по оптимизации затрат на выполнение логистических операций позволит разработать ценовую политику на основании разумной достаточности экспедиторского вознаграждения.
Выделить сегодня ключевые антикризисные меры не представляется возможным. Все они актуальны и необходимы в любое время. Кризис побуждает компании привести всю деятельность и отношения в нормальный режим.
Таблица
Ключевые показатели рынка складской недвижимости
До кризиса |
В кризис |
Начало роста |
Общий объем рынка, кв. м | ||
3 400 000 |
4 000 000 |
4 250 000 |
Объема ввода, кв. м | ||
380 000 |
560 000 |
250 000 |
Средние базовые ставки, долл. / кв. м / год | ||
Класс «А» — 145 Класс «В» — 130 |
Класс «А» — 110 Класс «В» — 90 |
Класс «А» — 115 Класс «В» — 95 |
Доля вакантных площадей, % | ||
1 |
15 |
до 10 |