Это по-нашему: деньги - на ветер

| статьи | печать

Совсем скоро исполнится год со дня вступления в силу Киотского протокола. Нормативно-правовых документов, позволяющих реализовать экономические механизмы, заложенные в этом международном соглашении и направленные на стимулирование сокращения выбросов парниковых газов, исполнительная власть пока не приняла. Крупные проекты отечественного бизнеса, направленные на внедрение экологически чистых технологий, современного энергосберегающего оборудования и эффективное использование попутного газа, буксуют из-за отсутствия законодательной базы.

Экономический рост, на медленные темпы которого мы привыкли жаловаться последнее время, сопровождается тем не менее активным увеличением загрязнения окружающей среды парниковыми газами и промышленными отходами.

Причем повальное старение основных фондов в нашей стране не обошло стороной и оборудование, предназначенное для очистки воздуха.

Киотский протокол, который стал реальностью в феврале прошлого года, направлен прежде всего на внедрение инновационных технологий, сокращающих объемы вредных выбросов в атмосферу, а также применение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Сразу после подписания этого международного соглашения правительство поручило ряду министерств подготовить Комплексный план его реализации, а в мае прошлого года при Минэкономразвития была создана специальная Межведомственная комиссия.

Правовой вакуум

К сожалению, этими стартовыми шагами деятельность по реализации Киотского протокола в основном и ограничилась. Ситуацию, в которой оказались отечественные компании, решившиеся начать реализацию проектов, направленных на сокращение парниковых выбросов, иначе как правовым вакуумом не назовешь.

До сих пор нет ясности с нормативно-правовыми документами, которые должны регулировать торговлю квотами на выброс парниковых газов, а сам Комплексный план пока остается лишь на бумаге.

Заинтересованные ведомства (по крайней мере именно так их называют в официальных правительственных документах) не внесли за целый год в Государственную Думу законопроекты, которые должны сформировать рынок квот и определить права собственности на объемы сокращаемых выбросов.

Не отличается активностью и Кабинет министров. Вот всего лишь часть немалого перечня постановлений, которые «зависли» в коридорах Белого дома: «Об утверждении порядка регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления в соответствии с Киотским протоколом», «О Положении о национальной системе оценки антропогенных выбросов», «О реестре передачи другим государствам единиц сокращений выбросов парниковых газов».

Между тем наша страна в ближайшей перспективе сможет, по оценке экспертов независимой международной организации «WWF Россия», зарабатывать только на торговле квотами на выброс более 3 млрд дол. в год. Аналитики Всемирного банка говорят о суммах, превышающих эту цифру в несколько раз, — 10 млрд.

Не стоит удивляться разнице в оценках, ведь для нашей страны это совершенно новый процесс, но в любом случае торговлей квотами будет заниматься главным образом государство, которое и получит основные экономические выгоды.

Чисто и выгодно

Для отечественных же предпринимателей самый большой интерес представляют так называемые проекты взаимного осуществления, которые дадут возможность привлечь крупные зарубежные инвестиции и одновременно получить доступ к высокотехнологичному оборудованию, внедрять современные методы организации производства.

Размер возможных «углеродных» инвестиций на конкретном предприятии можно оценить как объем сокращенных (предотвращенных) выбросов парниковых газов, умноженный на цену за единицу выбросов. В настоящее время она составляет около 5 евро/т СО2 в нашей стране, а в государствах с более отработанной правовой базой цены выше в несколько раз.

В России до 98% всех выбросов СО2 (основного парникового газа) дает сжигание ископаемого топлива: угля, газа и нефтепродуктов. Это означает, что снижение выбросов зависит от решения проблемы энергоэффективности.

По словам Виктора Данилова-Данильяна, в нашей стране КПД электростанций в среднем находится на уровне 30%, причем до сих пор сохранились и такие, где этот показатель составляет 20%. В Западной Европе коэффициент полезного действия ТЭЦ равняется в среднем 50%.

Понятно, что внедрение новых технологий в отраслях, сильно загрязняющих атмосферный воздух, может не только улучшить экологическую обстановку, но и дать огромный экономический эффект. Финансовые выгоды в масштабах страны здесь будут исчисляться уже десятками миллиардов долларов.

Схематично проект совместного осуществления выглядит следующим образом: страна, испытывающая трудности в выполнении своих обязательств по Киотскому протоколу, готова вкладывать инвестиции в проекты в другом государстве. Полученные в результате их реализации «единицы сокращения выбросов» могут быть переданы инвестирующей стороне в зачет ее международных обязательств.

В качестве примера можно привести голландский тендер на закупку единиц сокращенных выбросов ERUPT.

Здесь денежные средства за получаемые единицы сокращенных выбросов (в размере 50% от стоимости закупки) поступают инициатору проекта во время строительных работ (поставки и установки оборудования, монтажа и т. д. до начала полной эксплуатации). Остальные 50% будут переданы в период с 2009 по 2013 год по факту поставки единиц сокращенных выбросов парниковых газов.

В нашей стране также есть опыт разработки проектов совместного осуществления (но не их реализации). Так, ОАО «Хабаровскэнерго» подготовило проект «Перевод двух котлов Амурской ТЭЦ-1 с угля на природный газ с установкой экологически чистого оборудования». В его рамках был сформирован пакет необходимой технико-экономической документации, учитывающий возможности привлечения «углеродных» инвестиций (см. табл.).

К сведению

Основные отрасли, загрязняющие воздух:

  • 6,2 млн т вредных веществ в год выбрасывает в атмосферу топливная промышленность;
  • 5,5 млн т добавляют к ним металлурги;
  • 3,3 млн т составляет «вклад» энергетиков.

    Источник: Совет Федерации РФ

  • Лекарство от застарелой болезни

    В Ханты-Мансийском автономном округе, который на весь мир известен полыхающими факелами сжигаемого на нефтяных месторождениях попутного газа, местные власти разработали вместе с корпорацией «Сибнефть» специальную региональную программу. Она состоит из нескольких проектов, направленных на сокращение его выбросов в атмосферу, а также утилизацию и использование для хозяйственных нужд. Их потенциальный эффект оценивается десятками миллионов долларов.

    Участником региональной программы готов выступить Всемирный банк, специалисты которого оказывали содействие в ее разработке. Значение этих проектов для нашей экономики трудно переоценить, ведь сжигание попутного газа — застарелая болезнь российской «нефтянки», кстати, давно режущая глаза отечественной и международной общественности. Однако и здесь процесс тормозится из-за недостаточности нормативно-правовой базы.

    В самом конце прошлого года сенаторы обратились к правительству с призывом определить наконец федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Киотского протокола. Парламентарии предложили также разработать и внести в Федеральное Собрание пакет необходимых законопроектов, которые позволят бизнесу приступить к работе над проектами совместного осуществления.

    Ну а пока исполнительная власть медлит, вместе с парниковыми газами на ветер уходят огромные деньги, которые могли бы получить российские компании.

    Сравнительные характеристики проекта совместного осуществления

    Показатели

    Без привлечения инвестиций

    С привлечением инвестиций

    Чистый дисконтированный доход, млн евро

    12,38

    16,97

    Внутренняя норма доходности, %

    125,94

    188,74

    Срок окупаемости, лет

    3,17

    2,35

    Цифры и факты

  • 18,8 млн т составляли выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников в 2000 г.;
  • 20,5 млн т равнялся этот показатель в 2004 г.;
  • на 10 млн т сократилось улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ за этот период.

  • Источник: Совет Федерации РФ