Совсем скоро исполнится год со дня вступления в силу Киотского протокола. Нормативно-правовых документов, позволяющих реализовать экономические механизмы, заложенные в этом международном соглашении и направленные на стимулирование сокращения выбросов парниковых газов, исполнительная власть пока не приняла. Крупные проекты отечественного бизнеса, направленные на внедрение экологически чистых технологий, современного энергосберегающего оборудования и эффективное использование попутного газа, буксуют из-за отсутствия законодательной базы.
Экономический рост, на медленные темпы которого мы привыкли жаловаться последнее время, сопровождается тем не менее активным увеличением загрязнения окружающей среды парниковыми газами и промышленными отходами.
Причем повальное старение основных фондов в нашей стране не обошло стороной и оборудование, предназначенное для очистки воздуха.
Киотский протокол, который стал реальностью в феврале прошлого года, направлен прежде всего на внедрение инновационных технологий, сокращающих объемы вредных выбросов в атмосферу, а также применение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Сразу после подписания этого международного соглашения правительство поручило ряду министерств подготовить Комплексный план его реализации, а в мае прошлого года при Минэкономразвития была создана специальная Межведомственная комиссия.
Правовой вакуум
К сожалению, этими стартовыми шагами деятельность по реализации Киотского протокола в основном и ограничилась. Ситуацию, в которой оказались отечественные компании, решившиеся начать реализацию проектов, направленных на сокращение парниковых выбросов, иначе как правовым вакуумом не назовешь.
До сих пор нет ясности с нормативно-правовыми документами, которые должны регулировать торговлю квотами на выброс парниковых газов, а сам Комплексный план пока остается лишь на бумаге.
Заинтересованные ведомства (по крайней мере именно так их называют в официальных правительственных документах) не внесли за целый год в Государственную Думу законопроекты, которые должны сформировать рынок квот и определить права собственности на объемы сокращаемых выбросов.
Не отличается активностью и Кабинет министров. Вот всего лишь часть немалого перечня постановлений, которые «зависли» в коридорах Белого дома: «Об утверждении порядка регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления в соответствии с Киотским протоколом», «О Положении о национальной системе оценки антропогенных выбросов», «О реестре передачи другим государствам единиц сокращений выбросов парниковых газов».
Между тем наша страна в ближайшей перспективе сможет, по оценке экспертов независимой международной организации «WWF Россия», зарабатывать только на торговле квотами на выброс более 3 млрд дол. в год. Аналитики Всемирного банка говорят о суммах, превышающих эту цифру в несколько раз, — 10 млрд.
Не стоит удивляться разнице в оценках, ведь для нашей страны это совершенно новый процесс, но в любом случае торговлей квотами будет заниматься главным образом государство, которое и получит основные экономические выгоды.
Чисто и выгодно
Для отечественных же предпринимателей самый большой интерес представляют так называемые проекты взаимного осуществления, которые дадут возможность привлечь крупные зарубежные инвестиции и одновременно получить доступ к высокотехнологичному оборудованию, внедрять современные методы организации производства.
Размер возможных «углеродных» инвестиций на конкретном предприятии можно оценить как объем сокращенных (предотвращенных) выбросов парниковых газов, умноженный на цену за единицу выбросов. В настоящее время она составляет около 5 евро/т СО2 в нашей стране, а в государствах с более отработанной правовой базой цены выше в несколько раз.
В России до 98% всех выбросов СО2 (основного парникового газа) дает сжигание ископаемого топлива: угля, газа и нефтепродуктов. Это означает, что снижение выбросов зависит от решения проблемы энергоэффективности.
По словам Виктора Данилова-Данильяна, в нашей стране КПД электростанций в среднем находится на уровне 30%, причем до сих пор сохранились и такие, где этот показатель составляет 20%. В Западной Европе коэффициент полезного действия ТЭЦ равняется в среднем 50%.
Понятно, что внедрение новых технологий в отраслях, сильно загрязняющих атмосферный воздух, может не только улучшить экологическую обстановку, но и дать огромный экономический эффект. Финансовые выгоды в масштабах страны здесь будут исчисляться уже десятками миллиардов долларов.
Схематично проект совместного осуществления выглядит следующим образом: страна, испытывающая трудности в выполнении своих обязательств по Киотскому протоколу, готова вкладывать инвестиции в проекты в другом государстве. Полученные в результате их реализации «единицы сокращения выбросов» могут быть переданы инвестирующей стороне в зачет ее международных обязательств.
В качестве примера можно привести голландский тендер на закупку единиц сокращенных выбросов ERUPT.
Здесь денежные средства за получаемые единицы сокращенных выбросов (в размере 50% от стоимости закупки) поступают инициатору проекта во время строительных работ (поставки и установки оборудования, монтажа и т. д. до начала полной эксплуатации). Остальные 50% будут переданы в период с 2009 по 2013 год по факту поставки единиц сокращенных выбросов парниковых газов.
В нашей стране также есть опыт разработки проектов совместного осуществления (но не их реализации). Так, ОАО «Хабаровскэнерго» подготовило проект «Перевод двух котлов Амурской ТЭЦ-1 с угля на природный газ с установкой экологически чистого оборудования». В его рамках был сформирован пакет необходимой технико-экономической документации, учитывающий возможности привлечения «углеродных» инвестиций (см. табл.).
К сведению
Основные отрасли, загрязняющие воздух:
Источник: Совет Федерации РФ
Лекарство от застарелой болезни
В Ханты-Мансийском автономном округе, который на весь мир известен полыхающими факелами сжигаемого на нефтяных месторождениях попутного газа, местные власти разработали вместе с корпорацией «Сибнефть» специальную региональную программу. Она состоит из нескольких проектов, направленных на сокращение его выбросов в атмосферу, а также утилизацию и использование для хозяйственных нужд. Их потенциальный эффект оценивается десятками миллионов долларов.
Участником региональной программы готов выступить Всемирный банк, специалисты которого оказывали содействие в ее разработке. Значение этих проектов для нашей экономики трудно переоценить, ведь сжигание попутного газа — застарелая болезнь российской «нефтянки», кстати, давно режущая глаза отечественной и международной общественности. Однако и здесь процесс тормозится из-за недостаточности нормативно-правовой базы.
В самом конце прошлого года сенаторы обратились к правительству с призывом определить наконец федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Киотского протокола. Парламентарии предложили также разработать и внести в Федеральное Собрание пакет необходимых законопроектов, которые позволят бизнесу приступить к работе над проектами совместного осуществления.
Ну а пока исполнительная власть медлит, вместе с парниковыми газами на ветер уходят огромные деньги, которые могли бы получить российские компании.
Сравнительные характеристики проекта совместного осуществления
Показатели |
Без привлечения инвестиций |
С привлечением инвестиций |
Чистый дисконтированный доход, млн евро |
12,38 |
16,97 |
Внутренняя норма доходности, % |
125,94 |
188,74 |
Срок окупаемости, лет |
3,17 |
2,35 |
Цифры и факты
Источник: Совет Федерации РФ