Несмотря на сотни методов управления бизнесом и тысячи способов заработать, постоянно изыскиваются новые, совершенствуются известные. И этот процесс бесконечен, как неиссякаемо желание быть богатым и счастливым. Может быть, не в деньгах счастье… Но и без них никуда. Как выжить и преуспеть в XXI веке? Ответ на этот вопрос был дан на секции «Управление экономикой» в Московском доме ученых Российской академии наук. Обсуждение, в котором приняли участие представители научно-преподавательской среды, управленцы и бизнесмены, прошло с высоким эмоциональным накалом.
С оглядкой на будущее
Всего восемь правил стратегического управления, следование которым, как утверждают доктор технических наук Станислав Черемных (Московская академия предпринимательства) и Олег Черемных — консультант международного уровня, принесет отечественному бизнесу ощутимую пользу:
1. Создавайте стоимость, а не бухгалтерскую прибыль.
2. Основа бизнеса — стратегические цели акционеров.
3. Оптимизируйте бизнес-процессы, а не функции.
4. Каждый проект компании должен быть инвестиционным.
5. Управляйте знаниями, а не информацией.
6. Ведите бизнес электронными, а не допотопными средствами.
7. Идея — важнейший двигатель роста и успеха компании.
8. Подготовленные кадры решают все!
Возможность использования различных западных методов управления никто не отрицает. Но даже адаптированные к российским реалиям они практически не работают. У нас другая «почва», другое отношение к жизни и представление о ней. Это подтверждает сравнительный анализ основополагающих принципов управления бизнесом, который представили О. Черемных и С. Черемных (см. табл.).
Фундамент
У нас неплохо работает метод, который сочетает в себе процессный и стоимостный подходы к управлению. Одним из краеугольных камней его фундамента является положение о том, что законы экономики и бизнеса столь же объективны, незыблемы и беспощадны, как и законы физики и других естественных наук. Поэтому условием долгосрочного и устойчивого процветания бизнеса является познание этих законов и выстраивание бизнес-системы, максимально адекватной объективной внешней реальности.
Основополагающей целью любого коммерческого предприятия (и, следовательно, управления им) является максимизация богатства акционеров — создание стоимости (финансовой ценности) и превращение ее в «живые» деньги. Для достижения этой цели необходимы соответствующие инструменты и технологии, реализующие стоимостный подход к управлению бизнесом.
Важность совмещения стоимостного и процессного подхода к управлению бизнесом объясняется тем, что специалисты по реинжинирингу (реорганизации и оптимизации) бизнес-процессов обычно имеют слабое представление о максимизации стоимости (стоимостном подходе к управлению), ради которой, собственно, и затеваются проекты реорганизации. А «чисто стоимостный» подход является чересчур «финансово ориентированным», что значительно затрудняет практическую реализацию стратегически важных проектов по максимизации стоимости бизнеса.
Однако стоимость создается людьми (персоналом компании), а люди хотят быть счастливыми (в том числе и на рабочем месте). Поэтому максимизация стоимости (финансовой ценности) компании требует и максимизации эмоциональной ценности бизнеса.
Таким образом, оптимальное соотношение «жестких» (прежде всего финансовых и операционных) и «мягких» (психологических) технологий управления и приводит к высокой эффективности бизнеса.
Ключевые эмоциональные параметры
Для акционеров
|
Для сотрудников |
Понимание смысла существования и деятельности | |
Уверенность, что каждое решение и действие направлено на максимилизацию стоимости компании |
Осмысленность существования компании в целом |
Уверенность, что каждому сотруднику выгодно максимизировать стоимость компании |
Осмысленность своего существования в компании |
Осмысленность существования других сотрудников в компании | |
Уверенность в завтрашнем дне
| |
Высокий уровень экономической прибыли компании |
Высокий и постоянно растущий уровень компетентности в своих «зонах ответственности» |
Высокий уровень доверия персоналу компании |
Высокий уровень уважения и заботы со стороны компании |
Высокий уровень понимания бизнеса, в который вложены средства |
Высокий уровень справедливости, законности, открытости и гласности |
Все «по жизни»...
Схема управления предельно проста. Если живем хорошо, то нет потребности что-либо менять. Если же нет, то объясни, чего хочешь: или больше зарабатывать денег, или лучше просто их получать, или более внимательного и уважительного отношения к своей персоне, или чего-то еще, не важно. Главное, определиться.
Цель бизнеса — увеличение стоимости/ценностей компании. Но каждая компания сама определяет, что является для нее ценностью.
После этого строится модель «как есть», далее — «как хотел бы». При этом ориентируются всего на две группы показателей — функциональные и эмоциональные. По ним менеджмент узнает, как живет компания (по команде, по обстоятельствам, по плану). И дает оценку: «хорошо» или «плохо». С одной стороны, деньги нужны, с другой — важен человек. Тут в качестве инструмента помогут корпоративная культура и, как выжимка из нее, корпоративный кодекс поведения.
Далее изучают и оптимизируют имеющиеся бизнес-процессы. На выходе получают модель «как должно быть» и ключевые факторы стоимости. Тут велика роль автоматизации. От нее зависит скорость переработки данных в информацию (структурированные данные) и информации в знания (информацию, побуждающую к действиям).
Выстраивая оптимальные бизнес-процессы и сохраняя баланс стоимостных и эмоциональных параметров, компания достигает поставленных целей.
Процесс везде и всюду
Сегодня компанию следует воспринимать как совокупность бизнес-процессов, в общем и целом представляющих собой инструмент для создания и увеличения ее стоимости для владельцев.
В процессных компаниях создаются стоимостные модели подразделений и отдельных сотрудников, внедряется корпоративная культура, ориентированная на стоимость. Управление строится снизу вверх. Важнейшим из всех бизнес-процессов является удовлетворение потребностей клиентов. Процессы обмениваются между собой конечными продуктами, а не полуфабрикатами. Каждый процесс является заказчиком для одного и поставщиком для другого, каждый зарабатывает деньги за счет предоставления продуктов или услуг внутренним или внешним клиентам и, в свою очередь, расплачивается со своими внутренними и/или внешними поставщиками, владельцами ресурсов. Каждый внутренний процесс конкурирует за деньги заказчика с внешними поставщиками продуктов или услуг, что увеличивает мотивацию и оптимизацию процессов.
Управляемость процессной компании повышается благодаря большей ответственности каждого за конечный результат. Минимизируются контролирующие функции, проверки и согласования за счет перемещения прав и ответственности по принятию решений на более низкие уровни. При этом обеспечивается оптимальное сочетание централизации ресурсов и децентрализации функций. И для сотрудников такая компания привлекательнее, так как может предложить более интересную и творческую работу, предоставляя большие права и ответственность. В итоге меняется отношение к работе: «Так как зарплату нам платят клиенты, то я должен делать все, чтобы удовлетворить их потребности».
Если для функциональных компаний характерны взаимоотношения «начальник — подчиненный», то в процессных: «заказчик — подрядчик».
Серьезный камень преткновения — ответы на вопросы, сколько стоит компания и как ее оценивать. Российская система дает одни показатели, международная-— другие. Поэтому надо договориться, что считать стоимостью, ценностью компании. Это не обязательно деньги. Востребованность чего-либо — это тоже стоимость.
Стоимость создается не в функциональных подразделениях, а в бизнес-процессах, которые и создают ценность, внутренние и внешние продукты. Потери времени, сил, денег на стыках между функциональными подразделениями в бизнес-процессах достигают 90% и более, а оптимизация (реинжиниринг) бизнес-процессов позволяет повысить эффективность работы и создаваемую стоимость в десятки раз.
При оценке применяются три фактора:
● увеличение экономической, а не чистой прибыли;
● уменьшение расходов;
● уменьшение рисков.
Цель определяет успех дела. И средства подбираются под цель. Для этого необходимо подумать о корпоративной культуре и выстроить ее в соответствии с целями компании, чтобы все были счастливы.
Таблица
Важнейшие аспекты управления бизнесом
Вопрос
|
Ответ
| |
западной теории менеджмента |
российской теории менеджмента | |
Основополагающая цель управления бизнесом |
Выполнение объективной миссии |
Создание ценности (материальной/функциональной, финансовой, эмоциональной, духовной) |
Характер компании |
Обезличенный |
Личностный |
Основополагающий подход к управлению бизнесом |
Рациональный (тщательное планирование) |
Эмоционально-интуитивный (озарение) |
Важнейший принцип развития |
Эволюционный |
Революционный (скачкообразный) |
Основополагающее соотношение риска и доходности |
Низкие риски/низкая доходность |
Высокая доходность/ высокие риски |
Основополагающий принцип взаимоотношений |
Индивидуализм (каждый за себя) |
Соборность |
Важнейший принцип построения организационной структуры |
Функциональный |
Процессный |
Принципы взаимоотношений с фондовым рынком |
Компания пассивно подчиняется объективным требованиям фондового рынка (пассивное управление ценой на акции) |
Команда активно формирует мнение фондового рынка (активное управление ценой акции) |
Объединяющая идеология |
Меркантилизм («мы вместе делаем деньги») |
Патриотизм («мы вместе строим великую Россию») |
Роль первого лица |
Главный менеджер |
Духовный лидер |
Основы системы взаимоотношений с клиентами |
Выявление объективных потребностей рынка (с элементами формирования) |
Активное формирование потребностей рынка |
Целевые потребности клиентов | ||
Материальные и примитивно-эмоциональные |
Духовные | |
Доминирующая группа заинтересованных лиц бизнеса |
Акционеры |
Отсутствует ориентация на гармоничное сочетание интересов |
Важнейшие целевые показатели бизнеса |
Финансовые и производственные (количественные) |
Система сбалансированных показателей («индекс корпоративного счастья») |
Взаимоотношения с государством |
Чисто финансовые (уплата «справедливых» налогов) |
Активное участие в государственной программе развития России |
Взаимоотношения с обществом |
Благотворительность в объеме и направлениях на усмотрение компании |
Активное участие в государственной программе развития России |