До 1 января 2010 г. завершится первый этап реорганизации системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость в РФ. О том, какие нововведения предусмотрены проектом концепции создания единой федеральной системы госрегистрации прав, говорили на Всероссийском конгрессе «Регулирование земельно-имущественных отношений — 2009. Осень».
Указ президента, предполагающий переименование Федеральной регистрационной службы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, вышел в декабре 2008 г. Новому ведомству были переданы полномочия упраздненных Роснедвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии.
Одна из причин преобразований в том, что оборот недвижимости растет с каждым годом. По данным Минэкономразвития России, сейчас в день регистрируется около 450 000 заявлений о постановке на кадастровый учет земельных участков. Существующая система госрегистрации прав и учета недвижимости не справляется с таким потоком, выстраиваются очереди, услуги оказываются с нарушением установленных сроков.
Проект концепции предполагает объединение организационных структур регистрации прав и кадастрового учета, развитие единой системы путем создания федеральных автономных учреждений и наделения их полномочиями по оказанию услуг в этой сфере. Документы будут приниматься в одном офисе, отпадет необходимость представлять кадастровый паспорт при подаче заявления о регистрации прав.
По словам Владимира Коновалова, замначальника Управления госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Росреестра, подавать заявления о регистрации и учете земли в режиме «одного окна» граждане и организации смогут уже в 2010 г. В ряде субъектов РФ в следующем году можно будет ставить на учет и получать сведения из кадастра и реестра прав через Интернет. В 2011 г. электронные услуги Росреестра будут предоставляться на всей территории России. По проекту концепции через два года будет реализован принцип экстерриториального обслуживания заявителей независимо от места расположения недвижимости.