В письме от 28.10.2009 № 01-11/51425 «О применении статьи 134 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также заявлении таможенного режима реэкспорта» ФТС России разъяснила, при каких условиях декларант может отозвать поданную таможенную декларацию.
Каждый имеет право на ошибку. Для декларантов, ввозящих товар, воплощением данного правила является возможность отозвать поданную декларацию до выпуска товаров.
Согласно ст. 134 Таможенного кодекса РФ декларант может отозвать декларацию, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, отраженных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.
На первый взгляд все просто. Но возникает вопрос: когда таможенный орган считается установившим недостоверность заявленных сведений — когда обнаружил признаки недостоверности или установил факт? Другими словами, может ли участник ВЭД отозвать декларацию в случае, когда таможенный орган уже начал фактический таможенный контроль, по результатам которого выявлены, но документально не зафиксированы факты недостоверности заявленных в таможенной декларации сведений?
Допустим, перевозчик прячет в своем автомобиле контрабандный товар. Но в пункте пропуска таможня направляет транспортное средство на осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса. Перевозчик понимает, что дело табак и пытается срочно вывезти товар, заявляя таможенный режим реэкспорта. Имеет ли он право на это?
Ответить на эти вопросы и попыталась ФТС России в упомянутом письме. Вот мнение таможенников.
В статье 367 Таможенного кодекса РФ предусмотрено проведение проверки таможенными органами документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Таможенный контроль проводится путем применения форм таможенного контроля, установленных в ст. 366 Таможенного кодекса РФ. При этом законодательством не предусмотрено проведение форм таможенного контроля не в полном объеме. ФТС России делает вывод, что решение о выдаче таможенным органом письменного разрешения об отзыве таможенной декларации можно принять только по завершении и с учетом результатов начатой формы таможенного контроля.
А что с реэкспортом?
ФТС России ссылается на п. 1 ст. 77 Таможенного кодекса РФ, в котором сказано, что товары могут быть заявлены к определенному таможенному режиму, в том числе к таможенному режиму реэкспорта, после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений, то есть после регистрации таможенным органом факта прибытия, по завершении и с учетом результатов начатой формы таможенного контроля. Иначе говоря, если автомобиль уже направлен на осмотр с использованием рентгеновской техники, сначала необходимо провести такой осмотр и только потом перевозчик волен делать что угодно, в том числе вывозить товар в режиме реэкспорта.
Казалось бы, такие решения ФТС России логичны, иначе институт отзыва декларации и режим реэкспорта стали бы своеобразной индульгенцией контрабандистам. Но обратим внимание на использованную ФТС России фразу: отзыв декларации возможен только «по завершении и с учетом результатов начатой формы таможенного контроля». Согласно ст. 366 Таможенного кодекса РФ одной из форм таможенного контроля считается простая проверка документов и сведений. То есть прочтение декларации уже является формой таможенного контроля. Следовательно, таможня после принятия таможенной декларации всегда может сослаться на «начавшуюся процедуру таможенного контроля» и отказать участнику ВЭД в отзыве декларации.