Аналитики объявили результаты оценки рынка информационных технологий (ИТ) по итогам 2008 г. и внесли уточнения в свои прогнозы на конец 2009 г., сделанные ранее. Хотя обозначена общая динамика к снижению затрат на ИТ, компании не отказываются от начатых проектов, но в дальнейшем намерены предъявлять ИТ-поставщикам более высокие требования к экономическому обоснованию использования различных ИТ-решений.
Противоречивость оценки российского ИТ-рынка налицо. По данным Минкомсвязи, его рост за 2008 г. составил 28,6%. Польская компания PMR считает, что в прошлом году он возрос на 9,3% (вместо предварительной оценки — 15,9%) — до 538,6 млрд руб. Компания IDC также уточнила свою оценку и вместо ожидаемого роста на 10,8% остановилась на 9,5% (диаграмма 1).
Прогнозные данные неоднократно уточнялись, в том числе с учетом изменения обменного валютного курса (диаграмма 2). Минкомсвязи ожидает рост рынка на 32,8% (в рублях), PMR предсказывает снижение объема российского ИТ-рынка на 14,2% — до 462,3 млрд руб. IDC оценивает спад российского ИТ-рынка более пессимистично.
Тем не менее иностранные аналитики ожидают его медленное восстановление в 2010 г. По данным PMR, показатели роста составят 5,4% — до 487,4 млрд руб.
Различаются оценки и структуры ИТ-рынка (диаграммы 3 и 4). Ожидается снижение расходов на оборудование (от 35 до 55%), сократятся расходы на программное обеспечение (на 30—40%), в меньшей степени пострадают ИТ-услуги (20—25%).
Приоритет поддержке бизнеса
В условиях кризиса и практически тотального сокращения затрат компании, обеспокоенные поддержанием в работоспособном состоянии технологий и ИТ-инструментов, приостановили проекты развития или вовсе отказались от них. Структура затрат, по данным IDC, распределится так:
— текущая поддержка бизнеса — 5%;
— миграция и модернизация —25%;
— инновации — 10%;
Компании вынуждены останавливать выбор на тех ИТ-решениях, которые в краткосрочной перспективе позволят сократить издержки и повысить эффективность бизнес-процессов, что приведет к ускоренному возврату инвестиций.
Расходы на оборудование, находящееся в эксплуатации, в основном сохранятся, компании стараются их оптимизировать. Среди программного обеспечения внимание уделяется только тому, которое обеспечивает быструю отдачу на вложенный капитал.
Актуальными будут, как ожидается, системы, расширяющие возможности анализа, прогнозирования, планирования и контроля, а также системы управления персоналом, цепочками поставок, отношениями с клиентами, центры обработки данных. Не останется без внимания информационная безопасность, особенно в свете вступления в силу Закона о защите персональных данных. К тому же ситуацию обостряет снижение лояльности персонала из-за применения кризисных мер по сокращению численности работников и снижению зарплаты. Это также требует защиты информации и обеспечения непрерывности бизнеса.
Производственные компании, особенно те, которые до кризиса начали модернизировать оборудование, будут уделять пристальное внимание информационным технологиям. И это не только промышленные системы или системы объемного проектирования и подготовки данных, но и интеграция финансово-экономических систем с инженерными.
Возросшие требования
Аналитики обозначили вполне устойчивую тенденцию. Уровень специалистов информационно-технологических подразделений компаний значительно вырос. Многие из них в условиях кризиса сменили место работы и перешли из ИТ-индустрии к бывшим заказчикам. Накопленный опыт позволяет им предъявлять поставщикам ИТ-продуктов и услуг более высокие требования, отстаивая интересы бизнеса.
От ИТ-компании сегодня нужны не только высокая компетенция и выгодное ценовое предложение, но и экономическое обоснование предлагаемых решений, информация, подтвержденная опытом, к каким финансовым, количественным и качественным изменениям они приведут компанию в случае их использования. Большинство ИТ-поставщиков и системных интеграторов не готовы к такому изменению отношений «заказчик — исполнитель».
Кроме того, компании стали подходить к выбору и внедрению информационных технологий системно. Каждый проект по решению отдельной бизнес-задачи рассматривается не только как возможность быстро получить результаты и возвратить инвестиции, но и как основа дальнейшего развития. Приоритет отдается технологиям, не зависящим или слабо зависящим от финансового кризиса. Например, управление затратами, оптимизация логистических цепочек, повышение производительности труда и квалификации персонала.
Спрос на имиджевые продукты, «как у конкурента», по мнению аналитиков, будет снижаться.
Несмотря на то что компании сократили расходы на информационные технологии, требования к качеству предоставляемых ИТ-сервисов и их соответствию стандартам не снижаются. Это также заставляет ИТ-компании повышать свои компетенции и клиентоориентированность.
Прогнозируемые заботы ИТ-директоров
Аналитики Gartner определили семь проблем бизнеса, в решении которых предстоит участвовать ИТ-подразделениям компаний в новом году.
1. Реструктуризация бизнеса. ИТ-директорам следует отказаться от текущих планов и начать все заново, делая упор на существенном снижении расходов и сокращении персонала, быть готовыми к более высоким рискам по проектам и возможности замещения ключевых поставщиков оборудования и услуг.
2. Потеря возможности быстрого реагирования. Необходимость компании сократить деятельность до масштабов, достаточных для выживания в краткосрочной перспективе и не столь ничтожных, чтобы перечеркнуть будущее, заставляет ИТ-директоров искать самородков на рынке труда и формировать команду быстрого реагирования, которая сможет сразу же приступить к необходимым действиям при реструктуризации любого вида.
3. Потеря доверия к бизнесу и власти. ИТ могут помочь бизнесу быть более прозрачным с помощью BI-решений, разведки в Интернете, а также помочь в проведении различных акций и мероприятий, способствующих укреплению репутации компании в глазах общественности и рынка.
4. Риски глобализации. Когда бизнесу необходимы быстрые и масштабные изменения стратегий развития, оценки рисков, колебаний курсов валют и цен на нефть, а также изменения цепочек поставок, ИТ могут дать бизнесу в этой ситуации неопределенности и растущих рисков гибкость.
5. Новые изменения в законодательстве. ИТ-директора уже сейчас должны удостовериться, что их ИТ-системы готовы к внесению необходимых изменений, а также внимательно следить за всеми действиями регуляторов.
6. Государство как новый рынок. ИТ-директора должны быть уверены, что если их компания никогда не работала с госсектором, то сможет это сделать теперь, получив все необходимые сертификаты безопасности.
7. Экологию никто не отменял. ИТ-вендорам и ИТ-директорам стоит пересмотреть свои подходы к защите окружающей среды. У компаний, основная деятельность которых мало влияет на нее, есть шанс стать более «зелеными» именно за счет ИТ-подразделений.
ИТ-технологии лежат в основе функционирования большинства компаний. Отказаться от них невозможно. Кризис потребовал при сокращении расходов на ИТ от поставщиков информационных технологий и их пользователей повышения качества и более высоких, чем прежде, ответственности и компетенций.