В последние годы призыв на военные сборы для работников оборачивался для них существенными денежными потерями. Ведь в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» за время прохождения военных сборов за ним сохранялся средний заработок по месту постоянной работы в размере не более 1000 рублей.
Вынуждены были довольствоваться этой скромной суммой и граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу и т. д.
С 2006 года ситуация для всех военнообязанных значительно улучшилась.
Дело в том, что с 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 15.07.2005 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Из текста этой статьи убраны упоминания об ограничении выплат среднего заработка и стипендий одной тысячей рублей.
Если учесть, что гражданам, призванным на военные сборы, выплачиваются также оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути, то проходить военные сборы иногда стало даже выгоднее, чем трудиться у работодателя.
Ко всему прочему, согласно п. 29 ст. 217 НК РФ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов, освобождены от НДФЛ.
На первый взгляд кажется, что от этого нововведения у работодателя проблем не прибавится. Ведь столь щедрые выплаты военнообязанному будут производиться военкоматом за счет средств Министерства обороны РФ в соответствии с п.-30 Положения о порядке проведения военных сборов, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 26.06.93 № 605.
Однако, по нашему мнению, с налогообложением этих выплат из-за увеличения выплачиваемых сумм проблемы только обострятся. Так, например, московские налоговики считают, что на средний заработок, сохраняемый за работником на время военных сборов, работодатель должен начислять ЕСН (например, Письмо УФНС РФ по г.-Москве от 30.12.2004 №-28-11/220).
Впрочем, сразу возникает вопрос: если эти средства выплачиваются из бюджета, то должен ли бюджет выделять деньги еще и на ЕСН?
Минфин РФ на это ответил Письмом от 21.02.2005 № 03-05-01-04/42. Прочитав п. 1 ст. 236 НК РФ, финансисты обратили внимание на то, что в нем речь идет о выплатах и вознаграждениях только по договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Призыв на военные сборы таким договором не является. Следовательно, эти выплаты ЕСН не облагаются.
Впрочем, для работников, призванных на сборы, это слабое утешение. Ведь лицевые счета в Пенсионном фонде РФ у них не пополняются, а именно от денежных накоплений на них впоследствии будет зависеть размер пенсии.
Военные сборы дают повод поговорить и о налоге на прибыль.
В вышеупомянутом Письме Минфина сказано, что согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных обязанностей.
С другой стороны, ст. 251 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в данной статье. Суммы, поступающие из федерального бюджета, по мнению финансистов, в ст. 251 НК РФ не поименованы.
Следовательно, денежные средства, полученные от военкоматов в качестве компенсации, относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
По нашему мнению, с позицией финансистов по этому вопросу можно поспорить.
Они утверждают, что данная выплата не поименована в ст. 251 НК РФ, хотя в п. 2 данной статьи сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются целевые поступления. Ничем иным и нельзя считать сумму, которая из федерального бюджета через организацию передается конкретному гражданину, прошедшему военный сбор. Следовательно, к доходам организации такую выплату относить нет оснований.
Что касается включения среднего заработка в расходы, то совершенно очевидно, что в п. 6 ст. 255 НК РФ речь идет о тех случаях, когда источником выплаты среднего заработка является сама организация, а не федеральный бюджет.
В нашем же случае следует руководствоваться п.-34 ст.-270 НК РФ, согласно которому целевые отчисления, произведенные на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, по нашему мнению, операции, связанные с выплатой среднего заработка работнику за время прохождения им военных сборов, а также с истребованием этой суммы от военкомата, в налоговом учете вообще не отражаются.
Так же напомним работодателям, что расчет среднего заработка за время военных сборов военкоматы производят исходя из календарных, а не рабочих дней.