Одни занимаются любимым делом, другие не могут найти работу по душе. И дело не в том, что мало подходящих профессий. Интересная работа, безусловно, есть, и, может быть, где-то рядом. Вопрос только в том, сможет ли человек понять это, увлечься ею и получить не только удовольствие, но и пользу.
«Король, дама, валет» — один из первых романов Владимира Набокова. Это произведение нельзя назвать жемчужиной его творчества, но, как и все его сочинения, оно обладает художественными достоинствами и, более того, сведениями, полезными для ведения бизнеса.
В центре романа — любовный треугольник. Богатый немецкий коммерсант женат на скучающей и нелюбящей его красавице. Из провинции приезжает племянник мужа, который незамедлительно поступает на службу к дяде и становится любовником его жены.
Набоков писал: «Из всех моих романов этот лихой скакун — самый веселый». Читатели не могут не заметить, что немалую долю живости произведению придает один из трех героев. Рыжий, постоянно что-то напевающий, энергичный шутник-коммерсант Драйер подтрунивает над своей мрачной равнодушной женой Мартой и зажатым, ограниченным племянником Францем. Эти двое живут в замкнутом мире собственных мечтаний. Цели их не идут дальше спальни и финансового благополучия.
Драйер же занят идеями, фантазиями, положительными эмоциями и не замечает романа, развивающегося у него на глазах. Он наслаждается каждым моментом своей жизни. Его интересует все. «Жизнь в Драйере так и пылала. Так действовали на него запах цветущих лип, солнце, игра в теннис, сложный круговорот дел. Кроме того, у него было увлечение». И это увлечение — его дело.
Когда Драйер попадает в криминальный музей, рассматривает его экспонаты, он думает о преступниках: «Сколько эти глупцы пропускают! Пропускают не только все чудеса ежедневной жизни, простое удовольствие существования, — но даже вот такие мгновения, как сейчас, способность с любопытством отнестись к тому, что само по себе — скучно».
Его энергия, любознательность отражаются в первую очередь на его бизнесе. Владелец крупного магазина, в котором продается все — от пуговиц до спортивного снаряжения, он любит каждую мелочь в своем деле и беспрестанно ищет новые грани его совершенствования и развития.
То, как Драйер относится к бизнесу, читатель романа первый раз видит в сцене обучения Франца делу. Коммерсант ночью «выдергивает» своего племянника из постели и везет его в магазин. Набоков описывает полуночную поездку как театральное представление. Сначала два человека несутся в машине по ночным улицам, потом, как видение, всплывает перед ошарашенным Францем название магазина «Денди», вспыхивают сияющие витрины. В них пестреют галстуки, рубашки, носки, пижамы. Драйер уводит племянника дальше. Они ныряют в темноту магазина, долго идут и попадают в какое-то помещение. Тут Драйер останавливается, включает свет, который озаряет прилавок, и, как заправский конферансье, объявляет ошарашенному Францу: «Первый урок!»
С вдохновением актера Драйер разыгрывает за прилавком галстуков перед племянником идеального продавца — идеального как для владельца магазина, так и для покупателя. Для покупателя, потому что Драйер-продавец услужлив, внимателен. Он сочувствует покупателю, проникается интересом к его заботам, советует. Для владельца магазина — потому что в итоге покупатель выбирает не самый дешевый галстук, как собирался, а роскошный, красивый и дорогой. При этом вымышленный покупатель счастлив и обязательно вернется в магазин к этому прекрасному продавцу.
«И Драйер в эту ночь, показывая Францу, как нужно продавать галстуки, следовал не прошлому опыту, не воспоминаниям о тех, уже далеких годах, когда он и вправду служил за прилавком. А поднялся в упоительную область воображения, показывая не то, как галстуки продают в действительности, а то, как следовало бы их продавать, будь прикащик (так Набоков называл приказчика) и художником, и прозорливцем».
Этот, можно сказать, бизнес-тренинг описан Набоковым с высоким мастерством и яркими красками. Его герой так живо и с энтузиазмом занимается обучением своего подопечного, что, пожалуй, роман в качестве инструкции можно было бы посоветовать почитать службам управления персоналом различных ретейлов.
Драйер любит свое дело во всех его ипостасях. С таким же увлечением, как рассказывает он своему племяннику о мастерстве рядового «прикащика», он познает и сам новые идеи, полезные ему в бизнесе.
Примером тому служит приглашение к сотрудничеству ученого. Тот создал для магазина подвижных манекенов. Любопытно, что, когда проект был еще только в работе, Драйер рассуждал примерно следующим образом. Даже если это «чудо техники» не использовать для рекламы собственного магазина, то патент на него можно выгодно продать. При этом Драйер постоянно интересовался рабочим процессом и принимал в нем участие если не делом, то вниманием уж точно.
А вот племянник коммерсанта отнюдь не обладает подобными качествами. Энтузиазм его, если и вспыхивает, то ненадолго. Воля его была податлива чужим интересам. Приехав в столицу, чтобы по-новому и интересно жить, он вместо этого подвергается влиянию жены Драйера — своей новой любовницы. И все его собственные мысли вытесняются ее думами, как избавиться ей от мужа. «Так он мечтал, смутно и грубовато, — и не сознавал, что мысль его катится от толчка, данного ей Мартой». В конце романа если Марта заболевает физически, то Франц болен душевно из-за ее влияния. Он практически бездушное существо, которому ничего не нужно.
Заканчивается все достаточно неожиданно. Волею судьбы Марта умирает от болезни. Драйер убит горем из-за кончины жены. Но нет сомнения, что время вылечит и вернется его неугасимый интерес к жизни. Эта черта характера — своеобразная призма, через которую коммерсант смотрит на жизнь. Именно такой интерес для Франца «дает какую-то роскошную окраску тому основному фону, на котором потом ежедневно прикащичий труд стал чертить свой простой, понятный, докучливый узор».
С таким живым любопытством, вкусом к жизни и практическим складом ума, как у Драйера, применение себе можно найти в самых разных и неожиданных сферах деятельности.