Центр стратегических исследований «Росгосстраха» провел ежегодное социологическое исследование, посвященное оценке стоимости человеческой жизни в России. Наша самооценка занижена примерно вчетверо по сравнению с рядом других стран.
Под стоимостью имеется в виду размер выплаты, которую общество считает справедливым получить семье погибшего человека в качестве компенсации за материальный ущерб, причиненный его утратой. В 2007 г. согласно аналогичному исследованию средняя оценка стоимости человеческой жизни составляла 2,9 млн руб. В 2008 г. на волне экономического подъема этот показатель вырос до 4 млн руб. По результатам нынешнего исследования в 2009 г. стоимость жизни не изменилась. Как и годом раньше, респонденты считают справедливым возмещением за гибель человека выплату в размере 4,1 млн руб.
Таким образом, кризис не отразился на готовности граждан снижать оценку собственных жизни и здоровья. При этом озвученный уровень возмещения за гибель человека по-прежнему значительно отстает от тех сумм, которые выплачиваются семьям жертв катастроф в экономически развитых странах. Как правило, там страховые и иные возмещения в связи с гибелью людей начинаются с отметки в 500 000 долл. (около 15 млн руб.), нередко достигая 5 и более млн долл. Наибольшее значение стоимости человеческой жизни согласно исследованию «Росгосстраха» характерно для Красноярска, Москвы и Иркутска — 7,6, 5,7 и 5,5 млн руб. соответственно. Дешевле всего жизнь оценивают в городах с невысоким уровнем доходов населения, таких как Хабаровск, Рязань и Кострома.
Однако и эти названные суммы остаются лишь мечтой. Пока самое большое страховое возмещение за гибель человека в РФ предусмотрено в авиаперевозках — 2 млн руб. Согласно действующей редакции закона об ОСАГО возмещение за жизнь пассажира или водителя в автостраховании достигает 160 000 руб. Разница понятна: по количественному показателю смертность в автокатастрофах превышает смертность в авиакатастрофах в сотни раз, на всех денег не напасешься.
Три четверти опрошенных считают, что платить в случае гибели человека должно государство или работодатель, если смерть произошла в результате несчастного случая на производстве. Только 25% респондентов согласны с мнением о необходимости страхования жизни (работодателем или добровольно). Впрочем, эксперты отметили положительную тенденцию: в прошлых опросах этот показатель не превышал 20%.
Как сообщает департамент продаж компании «Росгосстрах-жизнь» (в настоящее время занимает 1-е место на розничном рынке страхования жизни), благодаря экономическому кризису заметно упало корпоративное страхование жизни и вынужденное страхование (через банковский канал), а розница осталась на прежнем уровне. Росгосстраховские специалисты отмечают: «Основа страхования жизни — средний класс. До кризиса мы оценивали его количество в 15% населения, сейчас — примерно в 11%. Вместе с восстановлением среднего класса восстановится и рынок страхования жизни. Потенциал роста здесь, если сравнить с развитыми странами, буквально в разы».
Между тем эти же слова про «потенциал» страхования жизни в России раздавались и пять, и десять лет назад, но никакого роста не наблюдается. Недавний уход с российского рынка страхования жизни компаний ING и Fortis продемонстрировал разочарование в нем иностранных игроков. Заморозили проекты по развитию розничного страхования жизни такие страховщики, как Aviva и «Альфа-страхование жизнь».
Даже россияне, осознанно выбирающие страхование жизни, страхуют ее на суммы, которые на порядок меньше, чем «справедливая» стоимость жизни по опросам, — на 300 000—400 000 руб. Исследователи считают, что главную роль в столь низком проникновении страхования жизни в экономику играет не менталитет населения, а недостаток свободных средств, в том числе у представителей того самого среднего класса, на который опирается страхование жизни.
Когда не хватает денег на покрытие текущих расходов, граждане вынуждены учиться не думать о будущем. Судя по статданным, наши люди в этом преуспели.