У депутатов появился очередной приоритет на весеннюю сессию — в самом конце января Президент внес в Госдуму проект закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». По мнению Председателя ГД Бориса Грызлова, закон будет способствовать повышению прозрачности и открытости власти.
Действительно, в проекте закона четко прописывается процедура рассмотрения обращений граждан в госорганы и органы местного самоуправления, указаны сроки и меры ответственности за их нарушение. Так, если поставленные в обращении гражданина вопросы относятся к компетенции нескольких органов госвласти или же в принципе не относятся к компетенции того органа, куда поступило обращение, то оно в течение семи дней со дня регистрации направляется по нужному адресу. При этом запрещается пересылать обращения граждан в те органы, действия или бездействие которых обжалуются.
На рассмотрение обращения законопроект отводит 30 дней со дня регистрации, но в отдельных случаях (например, при направлении запросов в другие органы власти) он может быть продлен до двух месяцев. Если принятое по обращению решение не устраивает заявителя, он может обжаловать его в вышестоящий по подчиненности орган или непосредственно в суд. Кстати, по решению суда граждане имеют право на возмещение имущественного ущерба или морального вреда, причиненных незаконными действиями или бездействием органов власти или должностных лиц при рассмотрении их обращений.
Однако законопроект оставляет чиновникам достаточное количество инструментов, с помощью которых ненужную полемику можно прекратить или даже в нее и не вступать. Да, обязательность принятия и рассмотрения обращений зафиксирована в законе (причем отдельным пунктом даже указывается, что сия процедура осуществляется бесплатно). Но если, например, в повторном обращении не приводится новых доводов или обстоятельств, а по предыдущим обращениям уже были даны письменные ответы, то гражданину в лучшем случае будет сообщено о безосновательности его обращения и прекращении с ним переписки по данному вопросу.
Если же обращение содержит вопросы, по которым вынесены судебные решения, то его вернут отправителю «с соответствующим разъяснением». У анонимных обращений и вовсе нет шансов на рассмотрение, если в них не говорится об угрозе государственной или общественной безопасности или о преступлениях.
Еще один показательный момент. Преследовать граждан за обращения в госорганы с критикой их деятельности запрещается, но заявления, содержащие клевету, к рассмотрению не принимаются в принципе. Вопрос, однако, в том, кто и по каким основаниям будет отличать клевету от критики?