Весной этого года (а точнее, в мае) Федеральная служба по финансовым рынкам планирует внести в правительство проект закона о противодействии злоупотреблениям с использованием инсайдерской информации.
Финансовые власти и в первую очередь регулятор фондового рынка — ФСФР уже не раз устами своего руководителя Олега Вьюгина (на фото) озвучивали свое стремление «победить» инсайдеров. Речь об этом шла едва ли не на каждой встрече представителей ФСФР с журналистами или операторами фондового рынка. И вот недавно глава Службы в очередной раз заявил, что в мае 2006 года проект закона поступит в правительство.
Практически во всех странах с рыночной экономикой использование инсайда считается едва ли не самым страшным преступлением, связанным с ценными бумагами. Зачастую за это предусмотрена уголовная ответственность вплоть до тюремного заключения. У нас же инсайдеры долгое время «делали все, что хотели».
Теперь намечено ужесточить ответственность крупных инсайдеров и конкретизировать само понятие этого «злого гения» фондового сегмента. Будет введена ответственность руководства компаний, в частности членов советов директоров, за возможное «несовпадение» экономической реальности и представляемой фирмами отчетности.
Судя по высказываниям некоторых официальных лиц, за злоупотребления инсайдерской информацией можно понести наказание в виде тюремного заключения до 5 лет.
Законопроект будет уточнен соответствующими нормативными актами, которые конкретизируют и размер ответственности, и масштаб недопустимых колебаний цен вкупе с конкретными «разновидностями» инсайдерской информации.
По словам Вьюгина, существенным и, так сказать, «подозрительным» изменением котировок ценных бумаг надо считать «не соответствующее сложившемуся интервалу колебаний их рыночной цены изменение, зафиксированное в установленный промежуток времени».
Эмитенты будут обязаны вести списки инсайдеров — потенциальных «разглашателей» информации. Законопроект регулирует рынок не только акций, но и производных инструментов — паев, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов. Весной этого года (а точнее, в мае) Федеральная служба по финансовым рынкам планирует внести в правительство проект закона о противодействии злоупотреблениям с использованием инсайдерской информации.
Суть инсайда
Различные чиновники, политики, представители инвестиционного сообщества, имея доступ к разнообразным «тайнам», зная о неявных договоренностях, сделках и слияниях, имеют возможность манипулировать котировками ценных бумаг и получать немалые прибыли. Делается это с помощью брокеров и инвестиционных компаний.
В качестве примеров подобных «экзерсисов» можно назвать имевшую место в начале прошлого года ситуацию вокруг продажи «Юганскнефтегаза» или продолжительные спекуляции вокруг намечавшейся либерализации рынка акций «Газпрома». Противоречащие друг другу заявления официальных лиц длительное время можно было услышать и по поводу хода реформирования электроэнергетики или приватизации «Связьинвеста». На их волне делались немалые прибыли. Некоторые аналитики вообще считают, что большая часть объемных сделок с российскими бумагами производится с применением инсайдерской информации. Вспомним хотя бы активную игру на повышение, происходившую накануне заявления о слиянии «Сибнефти» и «ЮКОСа» или, напротив, падение цен акций, происходившее в конце 2003 г., когда два этих гиганта уже «разводились». Казалось бы, никто не должен был знать о намечавшихся сделках, однако ряд игроков каким-то «непостижимым» образом был в курсе происходящего и не преминул заработать на этом. Обычно крайне активную игру на повышение вели нерезиденты накануне изменений кредитных рейтингов России ведущими рейтинговыми агентствами.