Привлечение инвестиций в минерально-сырьевой комплекс — насущная задача, стоящая перед российскими геологами вот уже 15 лет. Наращивание добычи полезных ископаемых должно сопровождаться как минимум сопоставимым приростом их запасов, иначе стране грозит сырьевая зависимость. Но разведкой новых месторождений сейчас заниматься невыгодно. О том, какие меры необходимо предпринять для выхода из кризиса, шла речь на деловом форуме «Минеральные ресурсы и горное дело России», организованном при поддержке Федерального агентства по недропользованию.
В СССР геология наряду с добывающим сектором традиционно занимала одно из ведущих мест в рейтинге промышленных отраслей. Бюджетных денег на нее никогда не жалели. И это закономерно, ведь индустриальное развитие и наращивание оборонного комплекса в принципе невозможны без наличия топливно-энергетических ресурсов и металлорудного сырья.
Казалось бы, рыночные отношения должны способствовать увеличению минерально-сырьевой базы, ведь частные недропользователи как никто заинтересованы в росте собственных активов и увеличении добычи. Но государственное регулирование этой отрасли, налоговая нагрузка на нее и комплекс других причин привели к тому, что старые запасы успешно «проедаются», а новые — некому искать (кадров практически не осталось).
В отрасли давно назрели проблемы, которые можно разрешить только с помощью изменения законодательства; весь вопрос в том, что именно необходимо поменять для реального улучшения дел?
Разработанный Министерством природных ресурсов новый законопроект «О недрах» вызвал много нареканий со стороны специалистов. Главным следствием его применения, по их мнению, станет не приток инвестиций, а, напротив, их отток из отрасли. Так, председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды СФ РФ Виктор Орлов (возглавлявший в 1996 г. Минприроды РФ) считает, что, прежде чем вносить какие-либо изменения в отраслевую законодательную базу, необходимо проанализировать существующую судебную практику. А имеющийся законопроект, написанный, по мнению экспертов, в «келейных» условиях, не только не решает существующих проблем, но и добавляет новые.
По мнению юриста компании Macleod Dixon E.L.P. Антона Елистратова, представляющего интересы западных инвесторов, реализация нового законопроекта «О недрах» — это революционный путь реформирования существующих правил игры в недропользовании, который может повлечь за собой долгий период хаоса, когда новые подзаконные акты еще не придуманы, а старые уже не работают. Как следствие, серьезно возрастут эксплуатационные риски и снизится интерес инвесторов.
Участники форума (промышленники и научная элита) практически единогласно настаивают на эволюционном пути реформирования отрасли путем внесения изменений в действующий Закон «О недрах», с чем категорически не согласно правительство. По словам В. Орлова, «противостояние между отдельными чиновниками, взявшими установку на новый законопроект, и остальной общественностью будет продолжаться», а внесение его отредактированного варианта в Госдуму, вероятнее всего, отложится на неопределенный срок.