Дискуссия о «всероссийской вертикали проектов», начатая «ЭЖ» в декабре прошлого года (№ 51, 2005 г.) для разъяснения провозглашенных главой государства четырех приоритетных национальных проектов, буквально взбудоражила научный мир, словно он только этого и ждал. Сегодня мы публикуем сразу два отклика, а в редакционную почту продолжают поступать новые. По существу полосы нашей газеты превращаются в площадку для открытой полемики о национальных приоритетах современной России. Естественно, не с каждым автором редакция может согласиться, но нам важно представить читателям газеты любые мнения и предложения по решению общенациональных задач.
Истоки проблемы бюрократии намного глубже «национальной принадлежности». Например, в 2004 году в докладе Американского стратегического центра (RAND Corporation) был сделан сенсационный вывод о правительстве США, который отнюдь не потешит душу нашим либералам: «Федеральное правительство не организовано, не укомплектовано и в должной мере не готово к запросам XXI века». Но суровая критика была лишь этапом трезвого анализа для построения новой американской системы управления, которую можно обозначить как «Федеральная вертикаль проектов».
На этом фоне трудно переоценить тот факт, что мы находимся в начале пути создания принципиально новой системы управления, включающей социально-цифровой институт, которым должна стать «Всероссийская вертикаль проектов».
Анатомия бюрократии
В одном из интервью в конце декабря прошлого года первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев особо подчеркнул проблему организации контроля за реализацией национальных проектов, что фактически означало признание кризиса бюрократической модели выработки и принятия решений и призыв к поиску новой модели управления.
Возьмем за основу элементарную ячейку вертикали решений, как это сделал RAND Corporation.
Проанализировав бюрократические барьеры в процессе подготовки и принятия решений в военно-промышленном комплексе США, корпорация предложила схему, по которой сначала рассматривается идеальный процесс принятия решений, затем фактический. Их сравнение и подсказывает, как бороться с бюрократией.
Однако на практике происходит иначе. Стратеги ставят задачи. Решения разрабатываются исполнителями. Подготовленные исполнителями разработки утверждают лица, принимающие решения (ЛПР). И получается, что исполнители выполняют «свои» же решения.
Второй и третий этапы фактически исчезают и подменяются действиями бюрократии, осуществляющей две качественно разные функции — планирование и контроль. А в этом деле она непобедима.
Вместе с тем эта же схема позволяет по-новому понять значение проектных инициатив Президента. Можно сказать, «лед тронулся» — создан прецедент подготовки и принятия решений на высшем государственном уровне по идеальной модели.
Не «исполнители» в лице правительства приняли решение о проектах, а главное ЛПР страны со своей администрацией.
Впервые после распада СССР высшее руководство государства выступает с инициативой, которая открывает возможности для реального усиления интеллектуальной поддержки решений. Пункты 1 и 2-й «вертикали решений» — это территория смыслократии. Пункт 4 — территория бюрократии.
Для формирования кадров по первым двум позициям необходимо их интеллектуально вооружить (проект образования), обеспечить им жилье (жилищный проект), питание (АПК-проект) и здоровье в целом (проект по медицине). Подобно тому, как массовое физкультурное движение служит благодатной почвой для появления спортсменов экстра-класса, эти четыре проекта в ближайшие пять — семь лет дают шанс собрать силы на первых двух позициях — как имеющихся, так и новых отечественных «смыслопроходцев». И вот территорией их обитания может стать «Всероссийская вертикаль проектов».
Идеальная вертикаль решений
1. Стратеги формулируют проблемы и ставят задачи.
2. Разработчики вырабатывают и предлагают возможные решения.
3. Лица, принимающие решения (ЛПР) из набора альтернативных вариантов, принимают их и обеспечивают ресурсами.
4. Исполнители выполняют решения.
Социально-цифровой институт
Власть обращает также внимание на те технологии, которые позволяют реализовать «идеальную модель процесса решений», возлагая надежды на информационно-телекоммуникационные технологии, на электронные формы мониторинга.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий в рамках старой модели принятия решений, что пока имеет место в системе государственного управления, не принесет успеха.
Разделение функций планирования и исполнения в идеальной модели наконец-то позволит задействовать мощь интернет-технологий для первых двух звеньев, главных в экономике знаний. Ведь именно здесь производятся нематериальные активы, которые определяют новую экономику.
Наглядной иллюстрацией процесса глобальной консолидации «яйцеголовых» в цифровой среде является «Millennium Project» — международная сеть аналитических центров долгосрочного прогнозирования, созданная в конце 90-х годов прошлого века под эгидой ООН и имеющая сегодня свои узлы на территории более 55 стран мира.
Название сети символично. Действительно, имеет место не только смена тысячелетий. Под стать масштабу исторического календаря происходит и смена управленческих механизмов.
Вплоть до наших дней еще в силе бумажная технология власти бюрократии, обитающей в 4-м звене. Но уже неизбежен приход новой «кратии», которая формируется в первых двух звеньях. Это смыслократия. Ее база — социально-цифровой институт.
Вопрос в том, кто станет лидером на этой территории. Для ЛПР каких стран будет работать глобальная «смыслократия»? Частью какой «вертикали проектов» станет Millennium Project?
Если мы хотим сохранить свою идентичность и свои территории, мы обречены строить сначала «всероссийскую», а затем и «глобальную вертикаль проектов».
Наша справка
Корпорация РЭНД (RAND Corporation) — известный в деловом мире американский стратегический центр и первая в мире организация, которую стали называть «фабрикой мысли» (think tank). Создана в 1948 году. Ее сайт в Интернете открывается словами: «Просматривая эту страницу, вы пользуетесь технологией, которую мы разработали в 60-е годы ХХ столетия».
РЭНД — один из главных разработчиков интернет-технологий. Одна из основных задач корпорации — обеспечение национальной безопасности США путем проведения исследований и анализа наиболее острых проблем, стоящих перед американским обществом. RAND Corporation ведет исследования социальных и международных проблем.