Основной закон систематики гласит: «Сложная система, изначально спроектированная неверно, никогда не заработает и исправить ее, чтобы заставить работать, невозможно». Значит, необходим программно-целевой подход, поскольку нельзя допустить спонтанных решений, реализация которых не будет обеспечена организационно и финансово. А управленческая задача будет выполнена, когда есть ясный ответ на ключевые вопросы, кто, с какой целью и средствами, каковы последствия.
Например, задача — оснащение больниц новым оборудованием, повышение зарплат врачам, младшему медперсоналу и так далее. Прекрасно, но для чего все это делается? Прежде всего, чтобы достичь конечной цели — допустим, увеличить среднюю продолжительность жизни. Следовательно, необходимо обозначить основные показатели, установить сферу компетентности и меру ответственности различных структур и уровней власти за их достижение. Возможно, необходим закон об обязательствах власти как приложение к национальным проектам. Для каждой структуры, каждого уровня власти, каждого функционера-чиновника должны быть определены и четко прописаны ключевые показатели их работы, за которые они обязаны отвечать. В противном случае мы получим ситуацию, сложившуюся вокруг удвоения ВВП. Программа была провозглашена Президентом, а законодательно установленных четких критериев за ее неисполнение нет.
То есть помимо ясных целей требуется сквозная логика ответственности и глубокие профессиональные знания в области управления.
Между тем необходимо отметить отсутствие у Совета по реализации национальных проектов (создан Указом Президента РФ от 21.10.2005 № 1226) права привлечения к ответственности. А права без обязанностей — это декларация о намерениях при отсутствии перспективы достижения намеченной цели.
Эффективность действий межведомственных комиссий и групп, создающихся при Совете с привлечением парламентариев и представителей региональных и муниципальных образований, общественных и деловых кругов, вызывает большие сомнения, так как отношения между различными ведомствами и уровнями власти далеки от идиллии.
Наглядный пример — совершенствование налогового законодательства: посидели, поговорили и разошлись, оставшись каждый при своем мнении.
Разработка методологии контроля утонет в бесконечных согласительных процедурах, так как каждый участник Совета, группы имеет свой аппарат. Это неизбежно приведет к тому, что количество контролеров будет больше, чем самих участников процесса. Привлечение же правоохранительных органов к контрольным мероприятиям также будет малоэффективно с точки зрения достижения конкретных целей нацпроектов.
Так может быть рациональнее было бы применять уже имеющиеся ресурсы? (В первую очередь сквозную систему управления и контроля.) Очевидно, что Федеральная налоговая служба России — эффективный инструмент, обладающий необходимыми правами и обязанностями для контроля и привлечения к ответственности всех юридических и физических лиц.
Обоснованием для такого предложения служит ряд аргументов, приоритетным из которых является налоговое администрирование, которое при формировании сквозной системы управления национальных проектов, включая планирование и организацию работы на региональном уровне, позволит максимально эффективно решить поставленные задачи.
Наличие информационной базы в налоговых органах, отлаженная работа всех звеньев данной службы позволят Совету без дополнительных затрат на организацию транспарантной системы контроля реализовать поставленные Президентом задачи. Применяя современные технологии, позволяющие контролировать исполнение проектов в автоматизированном режиме, налоговые органы в силу своих полномочий будут способствовать эффективной организации взаимодействия с регионами и муниципалитетами, а также осуществлять надзор за расходованием средств, выделяемых федеральным бюджетом на реализацию национальных проектов.
Таким образом, ясно, что ФНС России способна обеспечить единые финансовые, административные и правовые принципы при консолидации усилий для создания сквозной системы управления.
При таком подходе получится своеобразная связка: Ставка Верховного главнокомандующего (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов) и его рабочий орган — Генеральный штаб (Федеральная налоговая служба).
Для этого не требуется никаких дополнительных бюджетных расходов, нужно всего одно организационно-управленческое решение.
Доводы "за"
1. В контрольной работе налоговых органов используются законодательно установленные процедуры.
2. Существующая информационная база данных позволяет налоговым органам в реальном масштабе времени довести любые денежные средства до конкретного получателя.
3. Бухгалтерская и налоговая отчетность хозяйствующих субъектов также сдается в налоговые органы. Следовательно, известно состояние дел в любом секторе экономики не только вообще, но и в частности.
4. Налоговые органы имеют отлаженную вертикальную структуру от федерального до муниципального уровня. Таким образом, не надо создавать дополнительных контролеров. При этом уже существуют решения правительства об увеличении численности налоговых органов.
5. У ФНС существуют отлаженные механизмы взаимодействия — соглашения о партнерских отношениях с различными органами федеральной власти.
Ключевые вопросы администрирования проектов
1. Рациональное использование выделяемых средств, организация и контроль за реализацией намеченных планов.
2. Формирование системы мониторинга продвижения денежных средств до конкретного получателя.
3. При осуществлении контроля на практике необходимо задействовать и общественность.