Минтранс продолжает создавать систему финансовых «подушек» на случай банкротства российских авиакомпаний. Для этого надо ввести обязательные банковские вклады авиакомпаний на специальные счета на случай остановки деятельности перевозчика. Соответствующие изменения министерство предлагает внести в Воздушный кодекс РФ.
Как сообщил «ЭЖ» начальник отдела общественных связей Минтранса России Тимур Хикматов, «министерство задолго до принятия данного решения разослало проекты документов и сопроводительное письмо авиакомпаниям, чтобы они могли внести свои конструктивные предложения по данному вопросу».
Идея ввести такие гарантии, по словам Т. Хикматова, появилась после кризиса авиаперевозок осенью 2008 г., когда были остановлены полеты авиакомпаний альянса AiRUnion, в результате чего пострадали тысячи пассажиров.
В письме авиакомпаниям подчеркивалось, что Минтранс и Росавиация намерены потребовать от перевозчиков предоставить финансовое обеспечение, позволяющее даже при отсутствии доходов от перевозок вести деятельность в течение трех месяцев.
Кроме того, ведомства разработали методику оценки финансово-экономического состояния авиаперевозчиков. Она включает анализ активов и пассивов, соотношения заемных и собственных средств, расходов и себестоимости, ликвидности. Росавиация получает право анализировать финансы авиакомпании и при нарушении утвержденных нормативов приостанавливать или даже аннулировать сертификат эксплуатанта.
В документах, подготовленных Минтрансом, предлагается ввести обязательные финансовые гарантии, которые могут быть обеспечены в виде банковской гарантии либо страхового договора. Размер обеспечения будет зависеть от объема перевозок. Для авиакомпаний с пассажиропотоком до 500 тыс. пассажиров в год гарантия должна быть не менее 300 млн руб., до 1 млн — 600 млн руб., до 3 млн — 1 млрд руб., свыше 3 млн — 1,5 млрд руб. Для эксплуатантов самолетов взлетной массой менее 25 т и вместимостью менее 50 кресел размер гарантии будет единым — 3 млн руб.
Авиаторы протестуют
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уже заявила, что минтрансовское решение «может привести к остановке целого ряда авиапредприятий и к нарушениям работы воздушного транспорта в целом». В первую очередь перевозчики не согласны с суммами гарантий. Как говорят в Минтрансе, к его решению авиакомпании отнеслись примерно так же, как в свое время многие туроператоры к принятым поправкам в закон о туризме. Руководители АЭВТ воздерживаются от подробных комментариев.
Природу недовольства авиаперевозчиков прояснил корреспонденту «ЭЖ» директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак: «Идея фингарантий для авиаперевозчиков немногим отличается от ранее предлагавшейся Минтрансом схемы: наличие банковского депозита в размере трехмесячной выручки. В обоих случаях не принимается во внимание специфика бизнеса по авиаперевозке, который целиком построен на кредитах и отложенных платежах. Почти все отечественные авиакомпании имеют долговую нагрузку порядка 60%. Вряд ли найдется страховщик или банк, который согласится на финансовые гарантии таким организациям, тем более под минимальные тарифы по их обслуживанию. Риски чрезвычайно велики».
«Безусловно, риски могут быть огромные, — возражает управляющий директор по комплексному страхованию в туризме „Ренессанс Страхование“ Елена Скуратова. — Но страхование и является как раз инструментом управления рисками, и мы готовы рассматривать предложения и оценивать, на каких условиях принимать риски на себя».
Перевозчики предлагают
По мнению гендиректора «Владивосток Авиа» Владимира Сайбеля, размер обеспечения должен быть единым для всех — 30 млн руб. на каждые 100 000 пассажиров, перевезенных за прошедший год. В. Сайбель иллюстрирует подсчеты на примере. В 2008 г. «Владивосток Авиа» перевезла две трети пассажиров остановившей полеты хабаровской «Дальавиа» на сумму 197 млн руб. при годовом пассажиропотоке «Дальавиа» порядка 1 млн человек. Гендиректор «Владивосток Авиа» считает, что механизмы, предложенные Минтрансом, работать не будут. Гарантий без обеспечения банки сейчас не выдают, и для их получения перевозчик все равно должен будет резервировать на депозите сопоставимую сумму.
Что касается страхового обеспечения, из проекта Минтранса неясно, кто выступит получателем страховых платежей. Ведь авиакомпания, заключающая договор, не может заранее знать, кто будет перевозить ее пассажиров в случае остановки.
Мнение гендиректора «Владивосток Авиа» разделяют и представители ряда других авиакомпаний. «В документах Минтранса отсутствует порядок расчета страхового возмещения и выплат по банковской гарантии, не уточняется, по каким тарифам будут возмещаться расходы на развоз пассажиров», — отмечает гендиректор Sky Express Марина Букалова. По словам гендиректора страхового общества «Авикос» Ильи Кабачника, проект Минтранса нуждается в детальной проработке.
Государство настаивает
В Минтрансе не отрицают, что документы нуждаются в доработке. Но министерство пока не получило от АЭВТ консолидированного предложения перевозчиков, отметил Т. Хикматов и добавил, что, если авиакомпании не представят ведомству удовлетворяющие их механизмы финансовых гарантий, Минтранс не отступит, так как государством твердо поставлена задача найти механизм защиты пассажиров.
«Авиаперевозчики должны разработать удовлетворяющую их схему, иначе государство навяжет свою», — соглашается глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Т. Хикматов напомнил, что федеральные власти уже приняли ряд антикризисных мер по поддержке российских авиаперевозчиков. В частности, правительство приняло постановление о предоставлении гарантий авиакомпаниям по займам. Согласно постановлению, в бюджете на 2009 г. зарезервированы 30 млрд руб. в качестве гарантий по кредитам авиакомпаний.
По мнению экспертов, принятие условий госгарантий по кредитам авиакомпаний, безусловно, позитивный факт, поскольку авиаперевозчики сильно зависят от доступности кредитных ресурсов. Кроме того, 2010 г., судя по всему, станет достаточно сложным для российских авиакомпаний, которые впервые за последние девять лет будут работать в условиях снижения спроса.