Правительство РФ одобрило разработанную Минтрансом концепцию реформирования управления системой внутренних водных путей (ВВП). До конца 2009 г. министерству поручено разделить государственные и коммерческие функции речных подразделений отрасли. Будет проведена инвентаризация хозяйства. Все госимущество передадут на баланс ФГУП «Росводпуть».
Глава Минтранса Игорь Левитин говорит, что министерство намерено до конца 2009 г. провести полную инвентаризацию имущества речных портов России. Этой работой с июля текущего года занимаются ревизоры транспортного ведомства.
Сейчас не ясно, сколько имущества находится в федеральной собственности, сколько — в региональной, а сколько принадлежит уже не существующим совхозам и колхозам. И потому не понятно, кто именно содержит речные объекты и вкладывает в них деньги. Вот зачем нужна инвентаризация.
По словам президента Ассоциации речных портов России (АРП) Александра Зайцева, другого пути реформирования внутренних водных путей почти нет. «Все шаги были использованы при реформировании морских портов, и в программе для реки авторы, на мой взгляд, учли все прежние ошибки, — говорит А. Зайцев. — Но морские и речные порты находятся в разных весовых категориях, и проходящие через них денежные потоки несопоставимы. Речные порты работают на грани нулевой рентабельности».
Как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в Росморречфлоте, из состоящих на балансе в России 101 000 км внутренних водных путей в советские времена 67 000 км числились с гарантированными глубинами, а к 2004 г. протяженность таковых сократилась до 30 000 км.
Теперь ситуация должна измениться: в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы РФ на 2010—2015 гг.» будет реализована подпрограмма «Внутренние водные пути России», объем финансирования которой составит более 200 млрд руб. К 2015 г. предполагается увеличить протяженность внутренних водных путей России с гарантированными глубинами до 56 000 км.
На привлечение частных инвесторов в Минтрансе не очень рассчитывают. Подпрограмма на 4/5 будет профинансирована из федерального бюджета, а «ремонтировать» реки станут полностью за казенный счет. В Минтрансе объясняют это так. В отрасли пока не созданы условия для привлечения частного капитала: российские реки и речной флот «сильно запущены».
Для оживления речного судоходства Минтранс выступил с предложением разрешить (предположительно с 2011 г.) плавание иностранных судов по внутренним рекам России. Разумеется, в обмен на предоставление аналогичного права российским судам зарубежными государствами. То есть планируется заключать двусторонние межправительственные соглашения о свободном доступе во внутренние воды по аналогии с соглашениями в области гражданской авиации.
Доступ иностранных судов будет способствовать развитию международных транспортных коридоров по российским рекам. Уже действует коридор «Север — Юг», связывающий Европу со странами Персидского залива: большей частью он проходит по нашей Волго-Балтийской речной системе. Идет обсуждение проекта Черноморско-Каспийского коридора. Недавно Евразийский банк развития объявил конкурс на отбор консультанта для проведения сравнительной оценки проектов строительства судоходного канала между Каспием и Азово-Черноморским бассейном.
В настоящее время управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 15 государственных бассейновых управлений.
Совмещение двух функций, как считают в Минтрансе, сдерживает развитие рыночных отношений и препятствует здоровой конкуренции. Поэтому отрасль непривлекательна для частного бизнеса.