Изменения внешней среды аккумулируются в виде рассогласований структурно-временной схемы взаимодействия компонент организации. В результате она функционирует в режиме плавной деградации — сохраняет работоспособность ценой снижения результативности и эффективности.
Долгосрочное существование требует быстрой реакции на изменения — разработки новых способов и схем сбора, обработки и интерпретации данных и реализации управленческих решений. Выбор способов и схем в значительной мере определяется особенностями организации — ее историей, целями создания и учредителями, источниками финансирования и приобретателями выгод, распределением обязанностей, квалификацией сотрудников и т.д.
На практике принято выделять задачи и подсистемы исходя из функций управленческой деятельности. Взаимосвязь задач считается очевидной, взаимодействие осуществляется через показатели, за время принимаются учетные периоды.
Методы решения функциональных задач как инструменты контроллинга свидетельствуют о том, что организации предполагаются одинаковыми, задачи управления сведены к единой постановке и к функциональному разделению на подзадачи, которые в свою очередь сводятся к оптимизации.
Особое значение планирования, контроля и координации в контроллинге вызвано рассогласованием выполнения управленческих действий. Внедрение для устранения рассогласования аналитических и других программных систем дает новые показатели, характеризующие некий виртуальный объект, неизвестно о чем свидетельствующие, никак не связанные с существующими объектами и показателями и этим рассеивающие ответственность конкретных сотрудников за результаты деятельности.
Появление в информационной системе новых, пусть даже виртуальных, объектов дает основания менеджменту перераспределить функции и переложить часть ответственности на виртуальный персонал. Но на контроллинг при этом возлагаются надежды по согласованию действий различных управленческих структур и подразделений и ответственность за просчеты, неясно, какие и кем допущенные.
Это напрямую свидетельствует о необходимости организационных изменений, которые не могут быть сведены к тривиальному добавлению нового функционального подразделения, даже если это подразделение — контроллинг.
Существующий подход к управлению рассматривает организацию как бесструктурный объект. Аналитические методы получения показателей не нуждаются в структуре организации. Управление организациями по аналитически полученным показателям направлено на исправление последствий, а не на устранение причин возникновения ошибок. Полученные в результате анализа, то есть путем разложения по неким общим для различных организаций правилам, показатели лишены прикладного содержания и не могут способствовать выявлению причин.
В функционально структурированной организации данные производственно-хозяйственной деятельности регистрируются и обрабатываются в пакетном режиме. Это устанавливается заранее заданным распределением расчетных операций по управленческой структуре, которое поддерживается распределением вычислений по модулям информационно-вычислительной системы. Собственно производственно-хозяйственная деятельность ведется в реальной бизнес-среде и реальном времени.
Современные инструменты управления предполагают процессный подход к управлению организацией, то есть неизбежно преобразование функционально-ориентированной организации в процессно-ориентированную. Это требует изменений в разделении труда, координации, планировании, учете, контроле. Изменяется содержание управления и управленческого труда, появляется необходимость пересматривать из-за интенсивности изменений, происходящих практически непрерывно, структуру управления, ее соответствие разделению и координации труда.
Кокова же причина возникновения контроллинга? Чего не хватило в практике и теории управления организациями планированию, учету, контролю и другим управленческим действиям?
Непрерывные изменения условий существования и деятельности организаций, вызванные структурными изменениями среды, привели к изменениям самих организаций. Темпы изменений разрушили их неразличимость, присущую неоклассической теории. Назначение контроллинга — использование опыта управления одними организациями в других.
Индивидуальность организаций проявляется в специфичности разработки и внедрения таких методов, как учет по видам деятельности, сбалансированная система показателей, учет по местам возникновения затрат, то есть там, где максимально проявляются различия организаций.
Контроллинг — труженик перемен. В стабильной внешней среде он не нужен, практику управления обеспечивают менеджеры, с тонкостями управления справляются аналитики. Их выводы, отражающие прошлое, справедливы и на спокойное будущее. Пока среда не изменит структуру и соотношение параметров описания, эффективна существующая модель управления.
Но исправление последствий плохого управления посредством нахождения места контроллингу в «нише управленческих потребностей» не устраняет причину — постоянный характер изменений внешней среды.
Внедрить контроллинг как вид деятельности — значит определить не только характер деятельности, но и поставщиков входов и потребителей результатов контроллинга. Инновационность контроллинга состоит в том, что в общепринятых схемах управления результаты его деятельности не используются, поэтому потребуются инвестиции в смежные с контроллингом виды деятельности — подготовку данных и потребление его результатов.