Виноградари стремятся к советским показателям

| статьи | печать

Вино — единственный в России алкогольный напиток, производство которого будет развиваться после кризиса. К такому выводу пришли эксперты Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Крепкий алкоголь, пиво и слабоалкогольные напитки (САН) будут стремиться лишь к восстановлению своих объемов.

По данным исследования, проведенного BusinesStat, 2008 г. стал переломным для российского рынка вин. Продажи вина в России увеличивались с начала 2000 г. В 2008 г. объем рынка вин уменьшился на 3,6% по сравнению с предыдущим годом и составил 1374 млн л. Стоимостный объем рынка возрос на 5,1% на фоне 13,3% инфляции и составил 260 млрд руб. В 2008 г. 65% жителей РФ употребляли вино. Объем покупки вин на одного человека составил 14,7 л, а годовые затраты — 2750 руб.

По данным ЦИФРРА, в январе — сентябре 2009 г. относительно 2008 г. производство вина виноградного в Российской Федерации упало на 5%, шампанских и игристых вин — на 15%, спад импорта в 2009 г. составил около 30%. В 2009 г., по прогнозам BusinesStat, вина, не являясь продуктом первой необходимости, попадут под сокращение в потребительской корзине в первую очередь. В целом объем рынка вина в России уменьшится почти на 30%.

Эксперты ЦИФРРА думают иначе. По их мнению, после завершения кризиса ситуация изменится. «Сегодня мы потребляем в три раза меньше вина, чем в советский период. В три раза меньше виноградников на территории современной России. Поэтому потенциал для развития винной отрасли в нашей стране есть», — говорит руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз.

По наблюдениям исследователей рынок вина в России перед началом кризиса находился в точке старта. Соответственно российскому бизнесу сейчас выгодно вкладывать деньги в развитие производства вина, прежде всего в виноградарство.

В доказательство того что бизнес осознает перспективность виноделия, В. Дробиз рассказал об открытии в Темрюке в октябре 2009 г. нового завода «Русский Азов», который планирует выпускать игристые, тихие и плодово-ягодные вина в ценовых сегментах «эконом» и «медиум».

По словам вице-губернатора Краснодарского края Евгения Громыко, новое производство позволит региону увеличить производство вин на 36% — с 22 до 30 млн декалитров в год. Инвестиции компании в открытие завода составили 30 млн евро. Новое производство и виноградники предприятия занимают более 1600 га. Проектная мощность завода составляет 7,5 млн дал в год. В производстве занято около 100 человек.

53% отечественного винограда и виноматериалов в настоящее время производится в Краснодарском крае. О предварительных итогах сбора винограда в этом году говорит председатель совета директоров «Миллеровского винзавода» Леонид Попович. В Краснодарском крае, где находится самый крупный российский виноградник, в текущем году сложились хорошие погодно-климатические условия. Объем собранного урожая составил порядка 120 000—125 000 т винограда с хорошими качественными характеристиками, что соответствует уровню 2008 г.

Второе по размеру виноградное поле находится в Дагестане. Виноградарям этого региона в текущем году не повезло: в период уборки в сентябре виноград попал под дождь. Планировали собрать небывалый урожай, но из-за капризов природы собрали средний — более 100 000 т винограда.

Такой же природно-климатический катаклизм случился с третьим виноградником в стране, расположенным в Ставропольском крае (порядка 6000 га). Здесь по итогам года соберут около 20 000 т винограда. Урожай виноградарей Дона в два раза меньше планируемого — 5000 т. Весной виноградник пострадал от весенних заморозков, затем стояла засуха. В целом по стране, если все эти цифры сложить, получится порядка 250 000—270 000 т винограда (без учета столового винограда и урожая фермеров). Из него можно произвести порядка 250 млн бутылок вина.

Продукция отечественных производителей занимает около 70% российской винной отрасли. Но доля вина из отечественного сырья не превышает 20% объема российского винного рынка. Наибольший сектор приходится на отечественную продукцию из иностранных виноматериалов. Поэтому российский винный рынок так чутко реагирует на изменения в таможенно-тарифной политике государства.

Сейчас виноделы встревожены предложением правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике ввести на вино и виноматериалы унифицированную 15-процентную пошлину. Чиновники рассчитывают, что равные ставки пошлин на указанные товары позволят сократить случаи недостоверного декларирования поставляемого наливом вина под видом виноградного сусла.

Если инициативу чиновников одобрят, в течение девяти месяцев будет действовать пониженная ставка в отношении вина, поставляемого в бутылках и наливом (действующая ставка — 20%), и повышенная — в отношении виноградного сусла (действующая ставка — 5%). Фактически снижается стоимость ввозимого вина, у импортеров меньше конкуренция с местными производителями. Российские виноделы опасаются, что увеличение себестоимости российского вина, производимого из импортных виноматериалов, приведет к расширению доли вина иностранного производства на рынке.

Отметим, что доля виноматериала составляет до 60% в стоимости бутылки готового вина.

По подсчетам экспертов, из-за дефицита отечественного сырья не менее 30% вина, произведенного в России, — фальсификат. То есть необходимо развивать российское виноградарство. Однако предпринимателей пугают сроки окупаемости ивестиций (8—9 лет). В прошлом году помочь виноградарям взялось правительство, приняв программу «Развитие виноградарства и виноделия на 2008—2010 годы». В документе говорится, что ни одна сельхозкультура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджет и внебюджетные фонды более 2,5 млн руб. в год. Вместе с тем виноградарство — самая капиталоемкая отрасль сельскохозяйственного производства. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, на четыре года отвлекаются из оборота. Более того, в течение этого времени требуются еще значительные финансовые ресурсы на уход за молодыми насаждениями. Программа предполагала выделение в 2008—2010 гг. субсидий виноградарям в размере 1948,90 млн руб. Но в связи с кризисом запланированное на 2009 г. финансирование программы сократили вдвое.

Таблица 1

Динамика легального производства вина и винной продукции в январе — сентябре 2008/2009 гг., %

Виды продукции

Январь 2008
/январь 2009

Февраль 2008/
февраль 2009

Март 2008/
март 2009

Апрель 2008/
апрель 2009

Май 2008/
май
2009

Июнь 2008/
июнь 2009

Июль 2008/
июль 2009

Август 2008
август 2009

Сентябрь 2008
сентябрь 2009

Вино виноградное столовое

–21,8

–18,4

–6,9

+6,5

–6,7

+0,7

–13,1

+4,5

+1,1

Вино виноградное высокого
качества (условно)

+25,8

+42

–3,8

–1,7

–23,5

+219

–64

–10,7

–36

Шампанское и игристое вино

–34,7

–10,2

–5

–19,9

31,4

–16

–0,6

–8,9

–17

Плодовое вино

–39,2

–18,5

+33,6

–2,1

+23,4

–17,2

+7,6

+44,6

–1,1

Медовое вино–напиток

+64,9

–19,2

–11,1

–20,6

–25,3

–13,8

+13,7

+2,5

–48

Напиток винный (виноградный, плодовый)

+6

+31,1

–4,4

+1,8

+3,2

+31,3

+5,3

–1,6

+43,4

Таблица 2

Динамика импорта винной продукции и виноматериалов в январе — сентябре 2008/2009 гг., %

Виды продукции

Январь 2008/
январь 2009

Февраль 2008/
февраль 2009

Март 2008/
март 2009

Апрель 2008/
апрель 2009

Май 2008/
май
2009

Июнь 2008/
июнь 2009

Июль 2008/
июль 2009

Август 2008/
август 2009

Сентябрь 2008/
сентябрь 2009

Вино виноградное

–44

–29

–8,6

–30,6

–33,2

–25

–40,5

–29

–28

Шампанское и игристое вино

–43

–58

+8,2

+21,2

+2

–34

–33

+3,5

–40

Вермут и другие ароматизированные вина

–47

–56,5

–28

–45

–46

+2,5

–45

–39

–39

Плодовое вино

+86

+207

+354

+204

В 3 раза

+71

+26

+14

+109

Виноматериал виноградный, вино наливом, спиртовое сусло

–83,5

–35,5

–20

–55,4

–50,5

–13

–15

–4

+6,5


Источник: Центр исследований федерального и региональных алкогольных рынков